Выход: не стареть до золотой свадьбы

13.04.2012

Как обстоят дела с помощью молодым папам и мамам в приобретении жилья? Соответствующая программа стоит на контроле Законодательного собрания края. Члены консультативного совета решили изучить, как в жизни работает предложенная система, и провели выездное заседание.

Как водится, началось это заседание с отчётов «ответственных лиц». Они получились если не бравурными, то вполне оптимистичными. Отвечали за программу в течение периода её действия разные структуры: поначалу – почему-то министерство культуры, в прошлом году её передали в ведение минсоцразвития.

В докладах чиновников от исполнительной власти оценивался в основном почему-то как раз только «минкультовский» период, причём оценки по нему выставлялись весьма позитивные. А вот информация по 2011-му году скромно опускалась.

А КАК В ПЕРМИ?
По отдельно взятой Перми «бравурность» подкреплялась такими цифрами: в 2008-м у многих пермских молодых пап и мам, которые стали участниками проекта, было отмечено прибавление семейства – всего у них родились 519 малышей. Потом, правда, дело пошло несколько на спад: в 2009-м прибавилось за счёт такой поддержки 355 младенцев, в 2010-м – 307, за прошлый год данные почему-то опустили.

Впрочем, этот спад комментировался без пессимизма. Мол, ну да, рождаемость в молодых семьях снижалась, но она ведь была?

К тому же, по информации чиновников, программу в целом даже перевыполнили. Вот по краевому центру рассчитывали обеспечить за период её действия жильём 850 молодых семей, а обеспечили целых 920. Более чем на 8 процентов «плюсом»!

Могли бы перевыполнить план и больше, но опять «подгулял» 2010 год, по которому показатели оказались «ниже плановых». Причины объяснялись также без особого драматизма: это произошло «в результате сокращения объёмов финансирования» из федерального бюджета и из бюджета Пермского края. О том, что происходило с таким финансированием в 2011-м, в отчётах опять ничего не сообщалось…

НЕПРОЗРАЧНАЯ ЛОЖКА ДЁГТЯ
Нет, конечно, «официальные лица» были далеки от мысли рисовать картину лишь в розовых тонах. Они, например, знали, что накануне этого заседания депутаты специально встречались с молодыми семьями и те им жаловались на разные проблемы.

Одну из таких проблем решили «предвосхитить» прямо на ходу. Например, стоило первому заместителю председателя Законодательного собрания Игорю Папкову посетовать, что люди возмущаются непрозрачностью очереди на получение жилищных сертификатов, как замглавы администрации Перми Сергей Южаков тут же пообещал: «Хотя сделать это будет достаточно непросто, но мы постараемся на нашем сайте показывать движение очереди».

Насчёт того, что навести порядок в смысле прозрачности будет проблематично – это, пожалуй, правда. Позже, в отчёте о проверках Контрольно-счётной палаты Пермского края, прозвучит: очереди на получение жилищных свидетельств молодыми семьями у нас в крае существовали только… в электронном виде. В «бумажном» же варианте с какими-либо подтверждающими подписями проверяющие из КСП их не нашли. Какая уж тут прозрачность?

Впрочем, это была лишь маленькая горькая ложка. А в совокупности все прозвучавшие отчёты совсем даже не горчили.

Так было до тех пор, пока слово не взяли депутаты и эксперты из Контрольно-счётной палаты. И пока не обнародовали данные за прошлый 2011 год…

ДАЛЬШЕ – БОЛЬШЕ
Действительно, народные избранники, входящие в консультативный совет Законодательного собрания края, живописали совсем иное полотно, нежели «исполнители».

Уровень исполнения программы: в разные годы удавалось освоить от 48% до 68% выделенных на неё финансов. Получается, что лишь половина денег шла молодым семьям, а остальные не расходовались. Может быть, не было желающих? Отнюдь нет. По данным председателя Контрольно-счётной палаты Пермского края Юрия Новосёлова, сейчас стать участниками программы по обеспечению жильём хотели бы около 14 600 молодых семей региона. А рассчитывать на это могут лишь восемь-девять сотен.

Однако «попасть» в программу ещё отнюдь не значит справить новоселье. По сведениям КСП, из более чем 1900 сертификатов, выданных за время действия программы, семьи смогли реализовать лишь 723 свидетельства – меньше половины.

«При таких темпах двадцать лет потребуется, чтобы наша среднестатистическая молодая семья смогла получить государственную поддержку, – невесело констатировал руководитель КСП. – Но спустя такое время молодые уже к серебряной свадьбе будут готовиться».

ПРОВАЛЬНЫЙ 2011 ГОД
Но даже не серебряной, а почитай, что и золотой свадьбы дождалась бы «среднестатистическая» молодая семья, если дело дальше пойдёт так, как оно шло в прошлом году.

Действительно, 2011 год, когда программа от минкульта перешла в ведение минсоцразвития, стал для молодых семей поистине провальным. Цифры говорят сами за себя: программу в прошлом году выполнили лишь на 17,6% от плана. При этом потратили 195 миллионов рублей. Спрашивается: сколько квартир можно приобрести на такие деньги?

Более того. Список «очередников» был составлен лишь в четвёртом квартале. В итоге, как напомнил председатель комитета по развитию инфраструктуры ЗС Виктор Плюснин, свидетельства, выданные в декабре, вообще не были профинансированы. И семьи, которые приобрели на эти сертификаты жильё, не смогли за него рассчитаться с продавцами.

Виктор Плюснин: «Правительство должно взять на себя конкретные обязательства» / фото Игоря Катаева

Руководство краевого минсоцразвития уже привычно объяснило такие срывы тем, что в течение прошлого года программа передавалась из одного ведомства другому, и обещало, что впредь такого не должно повториться.

Но успокоят ли подобные заверения молодых людей, которые должны будут планировать сделки по приобретению жилья? Неужели на передачу «ведения» от одного краевого министерства другому потребовалось столько времени и усилий, что программа была фактически сорвана?

Может ли что-то сделать Законодательное собрание Пермского края, чтобы исключить почву для столь драматических ошибок?

КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обычно после подобных заседаний консультативного совета прикамские депутаты принимают постановления регионального парламента, адресованные исполнительной власти края.

Что и как можно усовершенствовать в данном случае?

Депутаты говорили о том, что правительству следует рекомендовать увеличить финансирование программы. Причём настолько, чтобы у руководства регионом хватило политической воли взять на себя конкретные обязательства. Например, твёрдо пообещать, что семьи будут стоять в очереди не более трёх или, допустим, четырёх лет, чтобы люди могли что-то планировать.

Звучала идея расширить в программе допустимые способы улучшения жилищных условий – например, позволить использовать свидетельства на индивидуальное жилищное строительство, на погашение ипотеки, займа, полученного у работодателя.

Говорилось и ещё об одной острой проблеме. Например, сейчас некоторые очередники передвигаются вперёд, если в период «стояния» в очереди у них родился ребёнок, случилось какое-то ЧП и т. д. «Может быть, надо создать сразу две очереди – обычную и «льготную», – предложили депутаты. – Или хотя бы чётче прописать приоритеты».

А то, мол, для многих молодых семей обещанная господдержка превращается в изматывающий бег с препятствиями. Потому что сейчас даже «счастливчики», попавшие в программу, не могут быть ни в чём уверены. Тебя могут бесконечно передвигать «вниз» в очереди. А в довершение всего не оплатить уже реализованный сертификат.

Разумеется, надо что-то с этим делать.

Итоги выездного заседания консультативного совета решено обсудить на ближайшем пленарном заседании Законодательного собрания края.

Андрей МАТЛИН

Источник

Тэги: , , , , , , , , , , , , ,