Доступное жилье: региональные рецепты

14.05.2013

Доступное жилье: региональные рецептыРегионы ищут оригинальные решения жилищной проблемы. Наилучших результатов добиваются те субъекты федерации, которые не ограничиваются субсидированием очередников, а создают целостную систему содействия населению в приобретении жилья.

Практически все республики, края и области приняли программы по обеспечению жильем определенных категорий граждан – молодежи, ветеранов войны, работников бюджетной сферы, молодых ученых. Делается это в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище». У регионов просто нет выбора: чтобы получить средства из федерального бюджета, они должны основательно потрудиться – разработать и принять соответствующие документы, составить перечень претендентов на участие в программе и, наконец, обеспечить свою долю финансового участия. Но наиболее инициативные субъекты федерации дополняют ФЦП собственными программами, посредством которых пытаются ускорить решение жилищной проблемы на своей территории.

Расширить и углубить
В большинстве случаев разработчики региональных жилищных программ идут по простейшему пути. Они пользуются механизмом, предложенным в подпрограммах ФЦП «Жилище», и за счет регионального и местного бюджета оказываются финансовую поддержку в приобретении жилья определенным категориям населения. Как правило, помощь представляет собой либо единовременную субсидию на оплату части приобретаемого жилища, либо долговременную – на погашение части процентной ставки по ипотечному кредиту. «Абсолютно уверена, что целесообразнее выделять субсидию на первоначальный взнос, тем самым понижая стоимость приобретаемого жилья, а не за счет доступности ипотеки. Долгосрочные, на 20-30 лет, обязательства – слишком серьезное обременение и слишком высокий риск для бюджета», – комментирует президента фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

Дополнительную поддержку регионы оказывают в основном тем же «льготникам», которые обозначены в подпрограммах ФЦП. Это молодежь и работники бюджетной сферы. Например, в Нижегородской области второй год действует целевая программа обеспечения малоэтажным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта на 2012-2024 годы. Ее участникам из областного бюджета выделяется разовая помощь в размере 10% от стоимости индивидуального жилого дома. В другом варианте – в течение десяти лет погашаются проценты по ипотечному кредиту, но не выше 10% годовых. Дополнив ФЦП собственной программой, власти региона решают проблему закрепления кадров в области. Ведь чтобы получить льготу, человек должен подтвердить готовность отработать в бюджетной сфере не менее десяти лет.

Похожая жилищная программа недавно была запущена в Туапсинском районе Краснодарского края. В ее рамках «бюджетникам», взявшим ипотечный кредит, будет предоставляться социальная выплата из средств районного бюджета в размере 200 тыс. руб.

Иногда региональные инициативы имеют иные цели. В одних случаях они позволяют несколько расширить традиционный перечень участников. Например, в Тольятти (Самарская область) планируют предоставить из городского бюджета социальные выплаты молодым семьям, лишенным жилищной господдержки в рамках федеральной программы из-за достижения предельного возраста в 35 лет.

В других случаях власти области задействуют инструменты, не включенные в арсенал ФЦП. В Нижнем Новгороде собираются безвозмездно предоставлять земельные участки многодетным семьям под строительство индивидуальных домов. «Пусть на нас и не лежат обязательства (в рамках областной программы) по предоставлению бесплатных земельных участков многодетным семьям, администрация города на добровольных началах все же будет помогать нижегородцам, которые хотят построить собственный дом», – заявил глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов.

Финансовые альтернативы
Интереснее изучать опыт тех субъектов федерации, которые не просто перечисляют бюджетные деньги в виде субсидий участникам программы, а разрабатывают альтернативные механизмы помощи гражданам, нуждающимся в жилье. К таковым относится, к примеру, «Народная ипотека», которая с 2011 года действует в Краснодарском крае, а с 2013-го – в Ростовской области. Программа, рассчитанная на широкий круг граждан, готовилась более десяти лет с участием администрации Краснодарского края. За основу был взят опыт Германии, Австрии, Франции, Чехии, Словакии. Партнером регионального эксперимента выступает Сбербанк России.

«Народная ипотека» включает в себя два этапа – накопительный и собственно ипотеку. В течение четырех-шести лет гражданин обязуется перечислять ежемесячно на свой счет в Сбербанке не менее 3 тыс. руб., а из бюджета Краснодарского края поступают социальные выплаты в размере 30% от перечисленной им суммы, но – не более 36 тыс. руб. за год. Таким образом, максимальная помощь государства составляет 216 тыс. руб. за шесть лет и выделяется тем участникам программы, кто ежемесячно кладет на накопительный счет 10 тыс. руб.

Сбербанк, со своей стороны, начисляет на размещенные на депозите средства 1-2% годовых, получая дешевые и сравнительно «длинные» деньги. По завершении первого этапа программы банк обязуется выдать на льготных условиях ипотечный кредит в размере накопленных на счете участника средств, но не более 1,5 млн руб. Годовая процентная ставка зависит от продолжительности накопительного периода и составляет от 6 до 8% годовых. Так как срок кредитования ограничен девятью годами, то ежемесячные выплаты получаются довольно высокими для жителей регионов с невысоким среднедушевым доходом. Насколько эффективной окажется внедренная властями двух южных регионов и Сбербанком схема, станет ясно после 2015 года.

Правительство Коми, «нащупывая» собственный путь финансирования очередников, решило обойтись без помощи кредитных организаций. В запущенном два года назад проекте «Европейская ипотека» задействуются только средства бюджета, но – на возвратной основе под «европейскую» ставку 3% годовых.

Оператором проекта стала «Коми ипотечная компания». Построенные или приобретенные квартиры и дома остаются в ее собственности до тех пор, пока участник программы не расплатится за недвижимость полностью. Максимальный срок возврата затраченных бюджетом средств составляет 20 лет. Так как проект носит некоммерческий характер, на помощь региона могут рассчитывать только бюджетники, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Через два года действия «Европейской ипотеки» ее авторы признают, что программа движется с трудом – жильем удалось обеспечить менее 30 человек. Основным фактором, тормозящим реализацию проекта, являются высокие цены на жилье в Сыктывкаре и Ухте (по закону оператор не может приобретать квартиры выше определенной ценовой планки). Вторая проблема – низкая платежеспособность населения республики. Сейчас авторы вносят коррективы в проект, адаптируя его к реалиям жизни.

Отличник жилстроя
Наиболее успешно жилищная проблема решается в Белгородской области. Здесь в рамках действия региональной программы развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС) решили проблему с жильем 55 тысяч семей или около 10% населения региона. Но в этой истории успеха, во-первых, речь идет не просто о внедрении собственной программы, а о создании целостной системы по решению жилищной проблемы. Во-вторых, разработка и апробация различных механизмов помощи населению продолжается на Белгородчине более 15 лет.

Основа белгородской системы была заложена в начале 2000-х годов, когда был создан региональный земельный банк. Это позволяет наделять белгородцев землей под ИЖС по льготным ценам, в 20 раз ниже рыночных. Вторая преференция – оплата более половины стоимости строительства инфраструктуры на участке за счет средств оператора региональной программы, «Белгородской ипотечной корпорации». Третья составляющая успеха – доступность дешевых долгосрочных займов. Их выдает специально созданный ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» на лучших, чем коммерческие банки, условиях. Кредиты предоставляются по ставке от 3 до 10% годовых – в зависимости от того, к какой категории населения принадлежит участник программы.

Основные получатели государственной поддержки – «бюджетники» и молодые семьи с детьми. Почти ежегодно запускаются подпрограммы, дающие дополнительные льготы той или другой категории населения. К примеру, минимальные ставки по кредиту предлагаются тем жителям, кто решил строить дом в отдаленном, но перспективном поселке. Или – при рождении каждого последующего ребенка с семьи списывается часть долга. В августе 2013 года в Белгороде будет внедрена очередная новация – начнется строительство «льготных» коттеджей для семей с двумя детьми, готовых родить еще трех. Если семья выполнит «демографический план», коттедж ей достанется практически бесплатно.

Белгородский опыт еще раз подтверждает аксиому: жилье может стать доступным только при активном участии власти, обладающей реальными ресурсами и готовой вкладывать бюджетные средства в социальные проекты.

07.05.2013 10:05 | Источник БН.ру

Смотрите оригинал материала на http://www.bn.ru/articles/2013/05/07/108155.html

Тэги: , , , , , , , , , , , , , , , ,