Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения

04.05.2012

Намеренное ухудшение жилищных условий является новеллой Жилищного кодекса РФ. Статья53 Жилищного кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» установила новые правила, неизвестные прежнему жилищному законодательству.

Так, из содержания указанной статьи следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К сожалению, законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В настоящее время на вопросы, что признавать намеренным ухудшением жилищных условий, в каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий, какие действия не могут расцениваться, как намеренное ухудшения жилищных условий, не может быть дан четкий ответ.

К примеру, семья из 3 человек проживает в квартире общей площадью 42кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14кв.м. Затем в указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник и количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5кв.м.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ в отличие от ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Так, учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части4, 5 статьи50 ЖК РФ)

К примеру, в Волгограде в соответствии с пунктом1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005г. N19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 01 марта 2005года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11кв.м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В указанном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2кв.м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий учет. Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы, и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В связи с изложенным сразу возникает несколько существенных вопросов:

— Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализации права на свободу передвижения?

— Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

— Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении указанных ситуаций?

Для юридической оценки всех обстоятельств и дачи правового заключения следует учитывать, что установление перечня действий, являющих намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье53 Жилищного кодекса. Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2007г. N5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.03.2007», которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Закона г.Москвы от 14.06.2006 N29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и Закона г.Москвы от 25.01.2006 N7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Однако в большинстве субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ не приняты законы, регламентирующие указанные выше действия.

Из 83 субъектов РФ только в 15 приняты правовые акты, регламентирующие вышеуказанные вопросы.

Таблица

NN

Наименование субъекта РФ

Реквизиты нормативно-правового акта

1

Москва Закон г.Москвы от 14.06.2006г. N29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

2

Санкт-Петербург Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004г. N409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»

3

Алтайский край Закон Алтайского края от 12.12.2006г. N136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края»

4

Тюменская область Закон Тюменской области от 07.10.1999г. N137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области»

5

Свердловская область Областной закон Свердловской области от 22.07.2005г. N97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области»

6

Краснодарский край Закон Краснодарского края от 29.12.2008г. N1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

7

Нижегородская область Закон Нижегородской области от 16.11.2005г. N179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»

8

Республика Марий Эл Закон Республики Марий Эл от 11.05.2005г. N13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл»

9

Псковская область Закон Псковской области от 10.07.2006г. N566-оз «О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренных статьей57 Жилищного кодекса РФ»

10

Магаданская область Закон Магаданской области от 29.07.2005г. N610-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»

11

Республика Карелия Закон Республики Карелия от 06.02.2006г. N958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия»

12

Ямало-Ненецкий автономный округ Закон ЯНАО от 30.05.2005г. N36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе»

13

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Закон ХМАО — Югры от 06.07.2005г. N57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

14

Чеченская республика Закон Чеченской Республики от 14.03.2007г. N10-РЗ «О порядке принятия на учет органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»

15

Республика Адыгея Закон Республики Адыгея от 20.01.2006г. N400 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»

В свою очередь, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать правовые акты, регламентирующие указанные вопросы, в связи с чем возникают пробелы в правовом регулировании возникающих правоотношений.

Детально рассмотрим действия, признаваемые намеренным ухудшением жилищных условий, предусмотренные в региональном законодательстве РФ.

Практика субъектов РФ

Анализ вышеуказанных правовых актов 15 субъектов РФ позволяет привести наиболее полный перечень тех действий, которые законодательно определены намеренным ухудшением жилищных условий:

— изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

— обмен жилыми помещениями;

— невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

— изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

— выдел доли собственниками жилых помещений;

— отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Кроме того, в нескольких регионах помимо вышеуказанных действий намеренным ухудшением жилищных условий считается:

— расторжение договора социального найма по инициативе гражданина

(Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004г. N409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»);

— регистрация по месту жительства, если до совершения данного действия гражданин не являлся нуждающимися в жилых помещениях

(Закон Псковской области от 10.07.2006г. N566-оз);

— перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;

— изменение порядка пользования жилым помещением;

— выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;

— выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственника (члена семьи собственника) жилого помещения;

(Закон Краснодарского края от 29.12.2008г. N1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»).

В указанном выше примере вселение члена семьи, повлекшее уменьшение количества квадратных метров общей площади, приходящегося на одного человека, расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий.

Но в то же время, как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 19.04.2007г. N258-О-О, по смыслу статьи53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Буквальное толкование данного разъяснения Конституционного Суда РФ может привести к применению статьи53 Жилищного кодекса РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены вышеуказанные умышленные действия.

Кроме того, даже в указанном выше простом примере из практики может быть ряд исключений, когда то же вселение не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий, и эти исключения опять же юридически закреплены в региональных правовых актах.

Так, согласно Закону г.Москвы от 14.06.2006г. N29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей, а также вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет, не признаются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.

Представляется необходимым при определении намеренности ухудшения жилищных условий также учитывать и объективные временные обстоятельства.

Так, в случае вселения и регистрации по месту жительства супруга (супруги) после заключения брака вопросов не возникает, но если указанные действия производятся по истечении нескольких лет семейной жизни, а затем гражданин сразу обращается в органы местного самоуправления по вопросу признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то следует учитывать и период времени с момента совершенных действий.

Помимо указанных выше, не могут считаться намеренным ухудшением жилищных условий следующие действия:

расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

— обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

— безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной или муниципальной власти;

отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

вселение временных жильцов (Закон Республики Карелия от 06.02.2006г. N958-ЗРК).

Однако, представляется, что утверждение в федеральном законе или Жилищном кодексе РФ закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным ввиду различных условий жизни граждан и своеобразия гражданско-правовых сделок. В каждом отдельно взятом случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно с учетом оценки всех обстоятельств жилищных условий заявителя.

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что в большинстве субъектов РФ аналогичные указанным выше правовые акты отсутствуют, органы местного самоуправления фактически вынуждены руководствоваться только диспозицией статьи53 Жилищного кодекса РФ и документами, предоставленными заявителем.

Для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления проверяет предоставленные документы и при необходимости направляет в организации и учреждения соответствующие запросы.

В свою очередь, сбор дополнительных документов должен быть осуществлен в пределах срока рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, как правило, в течение 30 дней.

При анализе вышеуказанных правовых актов выявлена весьма спорная норма права, установленная Законом ХМАО — Югры от 06.07.2005г. N57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»: «В случаях, если гражданин в течение десяти лет, предшествующих предоставлению ему специализированного жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения».

Вместе с тем действующим законодательством РФ не предусмотрено применение нормы о намеренности ухудшения жилищных условий при предоставлении жилого помещения, а равно и об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения.

Изложенное позволяет сделать вывод, что органы государственной власти субъектов РФ вправе утверждать перечни действий, являющихся (не являющихся) намеренным ухудшением жилищных условий, в рамках применения статьи53 Жилищного кодекса РФ, но не наделены правом распространять положения указанной статьи Жилищного кодекса РФ на отношения, не связанные с учетом граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий.

Представляется, что в тех субъектах РФ, где вышеуказанные перечни действий до настоящего времени не утверждены, необходимо направление в представительные органы власти предложений и проектов соответствующего нормативно-правового акта.

В свою очередь, Закон Волгоградской области от 01.12.2005г. N1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» содержит только бланкетную норму: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий» (статья14).

С учетом вышеизложенного анализа регионального законодательства в целях законодательного установления перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, устранения пробела в применении нормы права в Волгоградскую городскую Думу будет направлен соответствующий проект нормативно-правового акта для внесения его в порядке законодательной инициативы в Волгоградскую областную Думу.

Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий — постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении — должна быть установлена прямая причинная связь.

Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Практика показывает, что в большинстве случаев в действиях граждан, совершивших ухудшение своих жилищных условий, нет намеренности на создание искусственного ухудшения жилищных условий с целью постановки на учет.

Так, гражданин может до обращения в органы местного самоуправления совершить действия, которые являются намеренным ухудшением жилищных условий и утверждены в качестве таковых нормативно-правовым актом субъекта РФ, но указанные действия совершены им не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора, и, следовательно, статья53 Жилищного кодекса не будет подлежать применению.

По результатам проведенного исследования полагаем необходимым внести дополнения в статью53 Жилищного кодекса РФ, законодательно установив следующий перечень действий, определяемых как намеренное ухудшение жилищных условий:

— изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;

— обмен жилыми помещениями;

— невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

— вселение в жилое помещение лиц, не являющихся членами семьи нанимателя (за исключением вселения временных жильцов);

— выдел доли собственником жилого помещения;

— отчуждение принадлежащего на праве собственности гражданину жилого помещения или части жилого помещения.

В то же время, учитывая, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ и утверждение закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным, органы государственной власти субъектов РФ должны самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, детально регулирующие данные правоотношения.

Утверждение нормативными актами действий, расценивающихся как намеренное ухудшение жилищных условий, и тех действий, которые таковыми не являются, будет способствовать исключению возможности произвольного толкования нормы статьи53 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, неукоснительному и однозначному применению жилищного законодательства.

Комментирует:

Е.Шипунова, к.ю.н., адвокат

Действительно, как справедливо отмечают авторы, обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ч.1 ст.51 ЖК РФ) будет служить основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако одного только уменьшения размера общей площади жилого помещения не достаточно для принятия граждан на учет, поскольку согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоят на учете имеют право только определенные категории граждан: 1)малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и 2)иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, сотрудники милиции, педагогические работники образовательных учреждений).

Комментирует:

Е.Шипунова, к.ю.н., адвокат

В судебной практике достаточно редко встречаются случаи признания факта намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Так, Военная коллегия Верховного суда РФ в определении от 11.11.2008г. N6н-298/08 установила, что А.был включен в очередь на получение жилой площади на территории гарнизона Боровичи, 1 ноября 2000года он приобрел в указанном населенном пункте на свои средства трехкомнатную квартиру, в которой впоследствии была зарегистрирована его мать и которую он 15 апреля 2005года продал ей, а сам вместе с членами семьи (всего 3 человека), стал снимать по договору поднайма другое жилое помещение, будучи зарегистрированным с членами семьи в проданной квартире, а 10 сентября 2007года обоснованно исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Комментирует:

Д.Карпухин, к.и.н.

Кроме того, в ЖК РФ, следует детально конкретизировать само понятие «намеренное ухудшение жилищных условий» — умышленные действия, влекущие уменьшение размера учетной нормы жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи, в результате которых граждане, их совершившие, могут быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Последствия для лиц, намеренно ухудшивших свои жилищные условия, следует рассматривать в качестве жилищно-правовой санкцией, наряду с выселением с предоставлением другого жилого помещения и выселением без предоставления другого жилого помещения.

Комментирует:

Е.Шипунова, к.ю.н., адвокат

Хотелось бы отметить, что попытки внесения изменений в ст.53 ЖК РФ уже предпринимались. Так, Московская областная дума разработала законопроект*(1), регламентирующий перечень действий, которые, наоборот, не следует относить к намеренному ухудшению жилищных условий:

«1)вселение в жилое помещение супруга (супруги), несовершеннолетних детей;

2)расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

3)признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

4)вселение в жилое помещение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

а)обладали по предыдущему месту самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

б)безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления».

И.В.Максимчук,

начальник управления по жилищной политике

администрации г.Волгограда, кандидат экономических

наук, действительный муниципальный советник Волгоградской области 1класса;

Р.Н.Мальцев,

главный специалист отдела нормотворческой

деятельности и представительства в судебных

органах управления по жилищной политике администрации г.Волгограда.

«Жилищное право», N10, октябрь 2010г.

Источник

Тэги: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

123 ответов на "Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения"

  1. Олеся (12.05.2012 в 11:31)

    Скажите, Людмила, когда мы вставали в Программу в 2007 году, мы с мужем были прописаны в разных местах у родителей. Но год назад мы купили 1 комн. квартиру и прописались в ней и еще 2 детей. Это не будет умышленное ухудшени условий?

    • собственность всегда лучше чем просто право пользования, но на 100% не скажу позицию УЖО. Можно ссылаться на то, что перечь действий принят только в 2012 г. и действовали вы добросовестно и в интересах семьи. Прописка у обоих в Перми была? В Вашем случае надо посмотреть нуждаемость на 2007 г., возможно, надо будет обращаться в суд, доказывая фактическое проживание по одному адресу((

      • Олеся (12.05.2012 в 17:20)

        МЫ ИЗ СОЛИКАМСКА. ВСТАЛИ В 2007 ГОДУ. Я И ДОЧЬ БЫЛИ ПРОПИСАНВ У МОЕЙ МАМЫ В СОЛИКАМСКЕ. МУЖ БЫЛ ПРОПИСАН У БАБУШКИ В БЕРЕЗНИКАХ. В 2011 ГОДУ КУПИЛИ 1 КОМН. И ВСЕ ТАМ ПРОПИСАЛИСЬ. ТАКЖЕ И СЫН 2010 ГОДА РОЖДЕНИЯ.

        • Олеся, расчеты по нуждаемости я произвожу только в реале, так как учитывается много моментов — общая площадь квартир, кто являлся собственником, есть ли у прописанных с Вами еще собственность и др. Онлайн консультация будет некорректна. Но вижу, что на момент постановке в очередь вы были прописаны по разным районам. И, могу предположить, что по новым условиям расчета нуждаемости, можете не быть нуждающимися на 2007 г. В Перми в данном случае обращаются в суд с заявлением об установлении фактического места жительства. Как у вас — не знаю, требования могут быть иные.

          • Олеся (12.05.2012 в 22:01)

            Если бы мы не были нуждающимися, разве бы нас поставили в очередь?

            • Изменилась методика расчета нуждаемости. По старой программе считались нуждающимися, по новой — можете не нуждаться. А нуждаемость на 2007 г. считают по новой методике. И, если сейчас не позаботиться, то потом, после уведомления о том, что пора получать сертификат, не хватит времени, чтобы получить решение суда ( это минимум 3-4 месяца)

              • Олеся (13.05.2012 в 17:19)

                Почему тогда такие семьи не исключают из списков, раз они вдруг перестали быть нуждающимися.

                • мое мнение — перепроверять документы на предмет нуждаемости руки в УЖО доходят только после того, как семья начинает сдавать документы на получение сертификата.

              • Олеся (13.05.2012 в 21:25)

                дак таким семьям, наверно, и уведомление на сертификат не будут давать. Они же сначала все просчитывают, а потом людей извещают.

                • На практике — сначала уведомляют, потом выясняется, что нуждаемости нет. А как на самом деле обстоят дела — могут только сотрудники УЖО сказать))

          • Олеся (16.05.2012 в 10:38)

            Людмила, скажите, а с какого времени стали такие порядки, что считают метры пятилетней давности, а не нынешние? Ведь раньше такого не было. Может это для новеньких новые условия?

            • Всех «стареньких» взяли в новую программу. С какого точно времени так считают — не скажу, но с мая 2011 г. точно. Ранее я не работала по программе, официальной информации нигде нет о методике расчета нуждаемости. И информацию я размещаю только в том случае, если она подтверждена при личной встрече с сотрудниками УЖО, сотрудником аппарата Уполномоченного по правам человека. На том же тероне некий пользователь «УЖО» пишет в «вопросах-ответах» «14. Тем кто стоит в очереди с 2007 года и по предворительным данным войдет в списки на 2013 год , тем подтверждать нуждаемость (по прописке ) на дату постановки в программу (на 2007 г) ? или на день , когда позвонят и скажут собирать документы ?
              – Нуждаемость подтверждвется на момент постановки и на момент выдачи св-ва.-«

              • Олеся (22.05.2012 в 13:54)

                Правильно ли я поняла- на метры 2007 года смотреть не будут, а только на момент выдачи свидетельства.

                • Еще как будут. Сейчас исключают из очереди тех, кто не соответствует новым требованиям и предлагают 10%. И говорю я не голословно — встречаюсь с такими семьями и вижу документы — официальные отказы.Причем перед тем, как люди уже собрали документы на получение сертификата им никто не говорит о том, что проблемы. Говорят, что «программа дело добровольное и они не обязаны ничего разъяснять». Еще раз настоятельно советую обращаться в суд по установлению места жительства в г.Перми те, кто вставал в очередь и не был прописан в Перми ЗАРАНЕЕ, судебное разбирательство займет минимум 3-4 месяца! Вам дадут месяц на сбор документов. А получите отказ — придется обжаловать и отказ, и в суде устанавливать факт проживания, ну или оставаться на 10%.

                  • Олеся (25.05.2012 в 00:36)

                    дело в том, что у нас в городе в УЖО говорят, что за 2007 год метры смотреть не будут.

  2. Юлия (25.07.2012 в 16:29)

    Добрый день, я сталкнулась с интересной ситуацией. С 1.04.2012 г. я официально стала ухаживать за своей соседкой, 88 лет, в общежитии. Я была прописана с сыном. 2005 г.р. в комнт. 101, 17,9 кв.м., а бабулька в комн.207, 12,7 кв.м. С 5.03.2012 г. был заключен договор найма с колледжем (ведомственное жилье для сотрудников колледжа), в котором я являюсь нанимателем, а сын и бабулька — лица, проживающие вместе. Это было сделано для того, чтобы после смерти бабульки комната осталось за мной, т.к. я ухаживаю за ней добросовестно. Кстати. до таких изменений, в паспорте у бабульки в прописке не был указан номер комнаты, только улица и дом (раньше так видимо прописывали в общежитиях). Теперь у нас в паспортах стоят обе комнтаты на общую жилую площадь 30,6 кв.м. Когда я от бабульки узнала, что она вдова инвалида ВОВ, начала собирать документы на постановку ее в очередь для получения жилья, т.к. в собственности у нее жилья нет и статус позволяет. Но возник вопрос у меня не является ли данная ситуация с регистрацией умышленным ухудшением жилищных условий? (узнала, что по этой причине часто отказывают).

  3. ксения (27.07.2012 в 00:34)

    У нас есть уведомление,что нас приняли в программу на 4-х человек(я и трое детей). Сейчас хочу прописать к себе мужа,не будет ли это рассмотрено как ухудшение жилищных условий?

    • Муж гражданский? Или официально брак зарегистрировали?

      • ксения (27.07.2012 в 22:32)

        Сейчас мы не зарегистрированы, но собираемся. А как это влияет зарегистрированы или нет?

        • Влияет. Кв.м. мужа после регистрации будут плюсоваться. В связи с последними событиями может получиться так. На момент регистрации брака и до перепрописки мужа можете не нуждаться, а нуждаемость вновь появится после перерегистрации мужа. Я в ближайшее время пойду уточнять про новые требования и напишу.

  4. Наталья (31.07.2012 в 16:37)

    Здравствуйте, а отказ в приватизации является ухудшением жилищных условий?

    • Павел (06.02.2013 в 12:55)

      Сам по себе отказ гражданина от приватизации и дача им согласия на приватизацию жилого помещения другими проживающими в нем лицами, не может быть признан ухудшением жилищных условий этого гражданина, поскольку он как проживал в данном помещении, так и остался проживать в нем и если ранее у него не было оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении, то и непосредственно после совершения гражданином такого отказа от приватизации у него оснований для его постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не появляется.

  5. Марина (01.08.2012 в 00:57)

    Здравствуйте! Я, муж и ребенок проживаем и прописаны в квартире, собственником которой является папа мужа. Площадь квартиры по документам 32,9. Кроме того муж имеет 1/3 доли в родительской квартире, площадь которой (опять же по документам) 63,5. В участии в программе «Молодая семья» нам отказали, сославшись на то, что нам хватает квадратных метров. Они посчитали, что в «нашей» квартире у мужа есть доля, равная половине общей площади, то есть 16,45, и припюсовали к ней 21,2 (1/3 от родительской квартиры). А правильно ли они сделали подсчеты, если учитывать, что по ст. 15 ЖК РФ (ч. 5) под общей площадью понимается площадь квартиры без учета площади балкона и лоджии, а в документах (свидетельство) указана площадь квартиры вместе с площадью этих помещений с понижающим коэффициентом 0,3 и 0,5? Можно ли обратиться в жилищный комитет с просьбой перерасчета в связи с этими нюансами? Ведь все учетные нормы жилья рассчитываются именно по полезной общей площади, как и коммунальные услуги и другие жилищные нормы.

    • При расчетах площадь лоджии и балкона не должны учитываться. С жалобой обратиться конечно можно.

  6. google.com Максим Красников (17.09.2012 в 15:07)

    Доброго времени суток.
    Людмила, прошу помочь с решением одного вопроса. Являюсь федеральным государственным гражданским служащим. Прописан в однокомнатной квартире. Собственником квартиры является моя мама. Возникла необходимость временно зарегистрировать в этой квартире знакомого из сопредельного государства, который в данный момент находится в стадии получения гражданства РФ. Будет ли это расценено как действия, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Правилами утвержденными ПП РФ от 27 января 2009 г. № 63?

    • С данным законом я не работаю, но по аналогии не должны, так как прописка временная подразумевается.

  7. Ольга (06.10.2012 в 23:19)

    Здравствуйте у меня вот какая проблема мы с мужем и дочкой прописаны в однок.-квартире свекрови,но в квартире моих родителей у меня одна треть площади это 15кв.м и мужа в квартире родителей одна четвертая.Но мои родители продают квартиру и мне нужно подписать согласие на продажу не будет ли это ухудшением жилищных условий?Родители купили квартиру в другом городе мне,но записана она на маму или ей нужно будет переписать её на меня квартира 32м,а для семьи из 3-х человек нужно 54.Будет это квартира считаться если будет в моей собственности?

    • Сложно сказать, нуждается ли Ваша семья или нет.Если после продажи/дарения 1/3 доли нуждаемость появится, то конечно, будут считать как умышленное ухудшение.
      > квартира 32м,а для семьи из 3-х человек нужно 54.
      Не поняла , что имели ввиду.
      Любая собственность, если она есть помимо прописки, будет считаться.

  8. Людмила (04.02.2013 в 12:15)

    Добрый день! Мой сын с невесткой хотели встать на улучшение жилищных условий (по программе, по моему «молодая семья»), но им отказали по причине ухудшения жилищных условий. Дело в том, что у сына была доля в моей квартире (раньше в обязательном порядке детей вписывали в приватизацию), а квартиру я продала. Невестка была прописана у родителей. От первого брака у нее сын, а недавно родилась дочь. Она купила в ипотеку квартиру (еще до брака). Теперь они все четверо прописаны в этой квартире. Общий метраж 44 кв.м. И вот говорят, что они ухудшили жилищные условия. Так ли это, и можно ли обжаловать решение? Спасибо

    • надо смотреть отказ и разбираться внимательно, без этого невозможно дать совет

  9. Марьяна (05.02.2013 в 02:50)

    Здравствуйте!!!подскажите пожалуйста в таком вопросе…Хотим подавать документы на получение ЕСВ на приобретение жилья полиции…У мужа выслуга более 10 лет,в 2007г.приобрели однок.квартиру(33.4кв.м) в ипотеку,собственник муж,ипотеку еще платим…в 2008г.прописалась я и родившийся ребенок в квартиру(я выписалась из квартиры мамы,квартира приватизированная но я не участвовала в ней),2 мес.назад прописался муж в однушку…(муж выписывался от матери,у матери квартира соц.найма).Могут ли счесть ухудшением условий?..Муж же прописался в свою квартиру(собственность)и по закону муж имеет право на прописку и ухудшением не является на сколько я знаю…заранее спасибо!!

    • С жильем для полиции еще не сталкивалась), что они учитывают, что нет — не скажу. Надо будет закон посмотреть и механизм выплаты.

  10. Марьяна (07.02.2013 в 20:31)

    Спасибо!

  11. Анна (14.03.2013 в 00:26)

    Здравствуйте!Подскажите пожалуйста.когда встали на учет по соц.ипотеке 2008 году у меня была доля в род.квартире1/4 =12кв.м,у мужа 1/6 =10 кв.м и малосемейка 24 квадрата , где мы прописаны в троем :я,муж и дочь.2010 году муж подарил свою долю в род.квартире сестре(мы не знали, что ничего нельзя делать с имуществом),2011 у нас родился 2 ребенок.Сейчас сдаем документы на перерегистрацию(выиграли квартиру по конкурсу).Не посчитают ли нам намеренное ухудшение жилищных условий и откажут нам в получении жилья,или нужно бежать и делать отказ от сделки дарения?
    Ответьте пожалуйста.Республика Татарстан.Спасибо.

    • Анна, к сожалению, я работаю только по Перми и Пермскому краю. Расчет нуждаемости может различаться. Если после продажи доли Ваша семья так и осталась нуждающейся, то ничего страшного. И Вы пишите «на учет по соц.ипотеке». а тут программа «Жилье для молодой семьи». Это разные вещи. Вам надо обратиться к юристам по месту жительства.

  12. Юлианка (21.03.2013 в 23:21)

    Добрый вечер! Муж и сын прописан у свекрови (квартира приватизирована на маму мужа,муж с сыном там только прописан), я теперь тоже,но была прописана у своей мамы (квартира приватизирована на маму,я отказалась от приватизации еще в 2010г), в результате этих действий количество кв.м/чел уменьшилось. Расценивается моя прописка в квартиру,где прописан мой муж, как «намеренное ухудшение жилищных условий»?!
    P.S. Заранее спасибо за ответ)

  13. Если уменьшилось с ненуждаемости до нуждаемости — расценят. Если с ненуждаемости на ненуждаемость — нет. С нуждаемости на нуждаемость — нет.

    • Юлианка (22.03.2013 в 19:06)

      И это законно, т.е. мы теперь не можем участвовать в программе?!

      • из данных, которые содержаться в Вашем сообщении, невозможно сделать вывод о нуждаемости/ненуждаемости, так как мало данных

        • Юлианка (29.03.2013 в 12:11)

          уточняю-условия ухудшились с ненуждаемости к нуждаемости,точнее с 13м2/чел до 7м2/чел

          • Юлианка, на расчет нуждаемости влияют несколько моментов, не факт, что Вы считаете правильно. Даже если подсчитано правильно , есть законные варианты решения проблемы. Рекомендую записаться ко мне на индивидуальную консультацию.

  14. Дмитрий (22.03.2013 в 13:31)

    ЗДРАВСТВУЙТЕ.СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА В МОСКВЕ ЗАКОН О 10ЛЕТНЕМ ПРОЖИВАНИИ ДЕЙСТВУЕТ ИЛИ ОТМЕНЕН.Я ВЕТЕРАН Б.Д.А В ОЧЕРЕДЬ НА ЖИЛЬЕ НЕ СТАВЯТ.

  15. валерий (28.03.2013 в 17:32)

    здравствуйте! у меня вообще пародокс…. я военнослужащий, десятилетия стоял в очереди на получение жилья…., менялись времена , люди и законы и приказы МО РФ…., все что раньше было допустимо — то сейчас трактуют все иначе….
    три месяца назад я получил письмо счастья, посмотрел жилье понравилось, дал согласие! отнес необходимый пакет документов и жду выписки из решения на получения жилья.за это время по закону 30 суток — джо необходимо для проверки всех справок и документов, но прошло 3 месяца ответа нет, понятно написана жалоба в управление на их бездействие — пригрозил судом на худой конец…. и вот он и пришел но только для меня почемуто, а дело то в отказе в предоставлении жилья…. а ссылаются именно на то что моя супруга мать моих детей до того как вышла замуж росла и воспитывалась в семье — где ее родители купили кооперативную квартиру — ей в то время был 1 год жизни! она не собственник а только имела регистрацию и права члена семьи до момента замужества, как только вышла замуж то по настоянию родителей — по закону вышла из состава той семьи поскольку создала свою собственную при этом выписалась и прописалась с мужем и детьми при воинской части, как положено и по настоящее время ожидает получения отдельного жилья как семья военнослужащего. в ДЖО (департамент жил..-го обеспечения МО РФ), почему то не обращают внимания что она выписалась из квартиры к мужу (к своей семье),а имеет права на пользование площадью родителей…. но это же бред!!! она утратила права члена семьи — в тот момент когда вышла замуж и создала свою семью и прописалась вместе с семьей при в\части. «умники» из джо посчитали ее метры у родителей — которых несуществует(поскольку собственник кооперативной квартиры один из родителей по закону ), против того чтобы ей в родительской кв=ре что то принадлежало. пусть свое получает. И ЭТО ДЖО РАССМАТРИВАЕТ КАК УХУДШЕНИЕ ЖУ. ОТКАЗ ДАЛИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПОСКОЛЬКУ РАСПРЕДЕЛЕННАЯ КВАРТИРА +М.КВ РОДИТЕЛЕЙ =ИЗБЫТКУ НОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ. КАК ТАК???? У МЕНЯ В ОЛОВЕ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ ПРОСТО ТО ЧТО МЫ НЕ ИМЕЕМ (ДАЖЕ В ПОЛЬЗОВАНИИ) В ПРИОРЕ И ТО ЧТО ФАКТИЧЕСКИ ЕЩЕ НЕ МОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ ТО ЧТО РАНЕЕ БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО — РАЗВЕ МОЖНО СУМИРОВАТЬ? ФАКТИЧЕСКИ ПО ЖК РФ БУДЖЕТ ОТДЕЛЬНЫЙ, ОБЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО НЕ ВЕДЕТСЯ — ВСЕ В ПОЛЬЗУ ТОГО ЧТО ОТДЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ НЕ МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ ПО ЗАКОНУ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЬЕМ РОДИТЕЛЕЙ УЩЕМЛЯЯ ПРИ ЭТОМ ИХ ПРАВА.
    ПОСОВЕТУЙТЕ КАК ОБРАТИТЬСЯ В СУД С КАКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ И ИМЕННО НА ЧТО АКЦЕНТИРОВАТЬ СУДЬЮ ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ РАСПРЕДЕЛЕННОЕ РАНЕЕ НА НАШУ СЕМЬЮ ЖИЛЬЕ. ПРИ ЧАСТИ ЖИВЕМ ПОЧТИ 2 ГОДА(ПО ЗАКОНУ НЕ МЕНЕЕ 5 ЛЕТ), НО Я ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА И ПОДЛЕЖУ УВОЛЬНЕНИЮ В ЗАПАС, НО ПОСКОЛЬКУ ЖИЛЬЕ НЕ ПОЛУЧЕНО — Я В РАСПОРЯЖЕНИИ КОМАНДИРА ЧАСТИ. МОЖНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ ЖИЛЬЕ НЕ ОЖИДАЯ ЕЩЕ 3Х ЛЕТ,И КАК ИХ ТРУЖНО ПРЕДСТАВИТЬ -ОЖИДАТЬ…..

    • Отказ надо обжаловать в суд. Можно мне направить на электронку скан или фотокопию отказа?

  16. Accept (02.04.2013 в 10:42)

    Нас в семье пять человек — мы с женой и трое детей. Проживаем в квартире по найму служебного помещения общая площадь 66.2 кв.м. В 1998 году я купил себе однокомнатную квартиру общей площадью 32.3 кв.м (жилая площадь 16.5 кв.м.) т.к. в части служебок не было. В 1999 году родился сын, в 2002 году старшая дочь. Из-за тесноты решили квартиру продать. Продали её в 2005 году в июле…..В 2011 году родилась еще одна дочь. В реестре на получение жилья стою с декабря 2005 года. Избранное место жительства г.Владивосток. Сегодня позвонили из РУЖО и сказали, что я намеренно ухудшил свои жилищные условия и нависла угроза вычеркивания из очереди…Где справедливость?

    • Скажите, какая норма по кв.м. в Вашем населенном пункте? В Перми 12 кв.м. Если Вы были нуждающимися (служебное жилье = 0 кв.м.). потом купили квартиру ( 0 + 32,3 кв.м.) и остались нуждающимися ( либо стали таковыми после рождения детей), то продажа квартиры не повлияла на нуждаемость — как были нуждающимися, так и остались. Нуждаемость — все, что в пределах от 0 кв.м. до нормы в конкретном населенном пункте.

  17. Евгений (25.04.2013 в 11:06)

    Скажите пожалуйста, я с женой и ребенком были прописаны у своей тещи в 3-х комнат ной квартире (80 кв.м.), позже я с семьей (жена и ребенок) прописались в 2-х комнатной квартире (56 кв.м.) моей матери, где также прописаны моя сестра и племянник. Является ли это ухудшением жилищных условий?

    • для того,чтобы ответить учитывается еще — кто собственник, прописан ли он, есть ли у прописанных еще недвижимость в собственности и др. а еще регион.

  18. Алексей (16.05.2013 в 14:55)

    Добрый день! Прошу Вас дать разъяснения по следующему вопросу. Я был прописан у своих родителей, но я не являлся собственником в квартире. Моя жена была прописана в квартире своей матери, она так же не являлась собственником и не имела никаких долей в квартире. После рождения ребенка в 2012г. мы все вместе прописались к бабушке в квартиру, где собственником является мой отец. В 1-ой квартире 37 кв.м. прописаны 4 человека (я, жена, сын, бабушка). В 2013г. нам дали отказ от участия в программе молодая семья, мотивируя это тем, что мы специально ухудшили свои условия проживания. Правомерны ли действия администрации?

    • Администрация любые действия, которые привели к уменьшению кв.м. до нуждаемости, расценивает как умышленное ухудшение. Доказывать обратное приходится в суде. То, что ни у Вас, ни у жены собственности не было, не важно, учитывают кв.м. по прописке.

  19. mail.ru Наталья Никитченко (22.06.2013 в 19:40)

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста как мне быть? В 2001 году я купила комнату в общежитии 18,9 кв.м. Имея дочь 1997 года рожд.Ббыли прописаны вдвоем. В 2011 году я вышла замуж и родила ребенка, мужа пропитала к себе. Сейчас ждем еще пополнения. Супруг сотрудник МЧС, стаж 12,5 лет, хотим стать на очередь для получения ГЖС или ЕСВ, будет ли считаться намеренным ухудшением жилищных условий, если я продам эту комнату или переоформлю на дочь от первого брака? Заранее благодарю!

  20. Федор (26.06.2013 в 16:36)

    У моей супруги была 1/3 доля (15,7 кв.м.) в праве собственности которую она продала, через год я купил квартиру 40,6 кв.м. состав семьи три человека. Вопрос: Должна ли суммировать площадь отчуждённого объекта (15,7 кв.м.) с площадью имеющейся в данный момент (40,6 кв.м.) при принятии решения о признании нуждающимися в жилье.

    • нет, не суммируется. суммируются площади, которые в настоящий момент есть.

  21. Виктор (03.07.2013 в 01:48)

    Добрый день, Людмила!
    Помогите сложить наш пазл, пожалуйста. Итак, Мы официально семья с 2012 года, я, жена и наш ребенок. Жене пренадлежит на праве собственности 1/4 часть квартиры (16 кв м.). В той квартире прописаны 4 человека: жена, наш сын, брат жены (собсвенник 1/4),мать жены (собсвенник1/2). Таким образом, на праве пользования у жены и ребенка примерно 33 кв м. (1/2 часть квартиры).
    У меня собственности ничего нет. До 2009 года был зарегистрирован в квартире родителей(до этого в 2005 был отказ от приватизации в пользу родителей с моей стороны). Сейчас с октября 2009 г. зарегистрирован в другой квартире, которая также принадлежит родителям. Получается, собсвенность -0, право пользования тоже 0.
    Если рассматривать эти условия, под программу мы подходим.

    Но… в районном отделе сказали что будет отказ, так как я яко бы ухудшил жилищные условия, сменив право пользования (квартира, где проживал с родителями) на его отсутствие (регистрация без права пользования). Напомню! Молодой семьей мы стали только год назад, и о намеренном ухудшении не может быть и речи, тк в программу встпать в 2009 году я не планировал.

    Правомерен ли будет отказ во вступлении в программу? В случае отказа по 53 статье отказ должен проходить в судебном порядке? То есть УЖО должен будет доказывать в суде намеренность действий, которые привели к ухудшению? Или наборот, после отказа, мне нужно доказать, что если и были ухудшения, то никак не намеренные, тк в 2009 году у меня вообще не было намерений и оснований для вступления в программу Молодая семья.

    • Надо, правильно Вы сказали — нужно доказать, что если и были ухудшения, то никак не намеренные, тк в 2009 году у меня вообще не было намерений и оснований для вступления в программу Молодая семья.
      0 кв.м. если собственники с Вами не прописаны.

      • Алена (03.07.2013 в 17:38)

        Здравствуйте!у меня почти такая же история я выписалась из квартиры в 2009 году и прописалась к мужу в комнату в комуналке,а квартира та была в доме который признали аварийным она была муниципальной и мама получила сертификат но выписалась я когда она уже признана была аварийной.и мы только сейчас собрали документы на молодую семью хоть в браке с 2007года и нам 17.06.2013 отказали но я даже незнала что нельзя было отказываться от муниц.жилья и как вставать на очередь если должны быть прописаны в одном месте.как доказать что я не специально это сделала незнаю в 2009 году я даже не думала про эту программу

        • Идти в суд. Я помогу составить заявление и, если надо, представлять интересы в суде.

  22. Здравствуйте Людмила. Я пишу вам из Тулы, т.к. по моему вопросу толкового юриста я не нашла. Помогите пожалуйста, как мне быть!!! Я замужем и у нас с мужем трое детей. Мы с мужем хотим участвовать в программе по разовой социальной выплате для многодетных семей. Для этого нам нужно что бы нас признали нуждающимися в улучшении жилищных условий. Мы все проживаем у моих родителей на 80 квадратах, но муж мой и наша средняя дочь прописаны у бабушки. Не он не я своего жилья не имеем. В квартире где мы проживаем собственником является мой отец (так же прописан там мой родной брат итого зарегистрированных там 6 человек)Там где прописан мой муж и ребёнок квартира муниципальная и главный квартиросъемщик его бабушка. Так 73 кв.м. Помимо бабушки зарегистрирован там дядя (итого 4 человека). В администрации мне сказали, что площадь где я зарегистрирована будет суммироваться с площадью где зарегистрирован мой муж, таким образом получается что мы не нуждаемся в улучшении жил. площади. Но по факту мы все проживаем у моих родителей. Бабуля и дядя не хотят приватизировать квартиру на всех кто прописан у них. Подскажите как правильно выйти из этой ситуации не ухудшив жилищных условий. У меня есть несколько вариантов, но я не знаю какой правильный.
    1. Я могу прописать мужа и ребёнка к себе.
    2. У моего брата есть несовершеннолетняя дочь, которую он может прописать на жилплощадь нашего отца, а так же мама моего мужа может прописаться к своей маме (тобишь к бабушке моего мужа). Свекровь зарегистрирована в квартире своего мужа.
    3. Или мы можем развестись, и я пропишу дочь к себе, но тогда в программе буду участвовать без мужа.
    Я не знаю как мне решить этот вопрос. В Туле, чтобы участвовать в программе должно быть меньше чем 13,5 кв.м. на человека. В моём случае если учитывать всё площадь нужно зарегистрировать ещё 2 человека. Как это сделать правильно, что бы администрация не посчитала, что я ухудшила жилищные условия.
    Хотя куда ещё их ухудшать, если нас итак там проживает 7 человек.
    Так же у меня есть родная сестра, у которой двое детей. Она развелась с мужем в 2010 году и в данный момент зарегистрирована и проживает с детьми в однокомнатной квартире бывшего мужа. Сегодня проживает, но если завтра у бывшего супруга поменяются планы, она может и ко мне придти. Так что своё жильё хочется иметь. Помогите разобраться в этом вопросе пожалуйста. Благодарю заранее.

    • Светлана, проблема в том, что единой методики исчисления нуждаемости по программе нет, и ту, которую применяют у нас, может разниться с той, что в Туле.
      Расскажу некоторые моменты по нашей программе.
      Если собственник не прописан в квартире, то кв.м. вообще не учитываются = 0 кв.м. Снятие его с регучета влечет уменьшение кв.м. до 0 и не считается умышленным ухудшением, так как действия совершены не членом молодой семьи.
      Прописка несовершеннолетнего ребенка не будет являться умышленным ухудшением жилищных условий, взрослого — будет.

    • Светлана, проблема в том, что единой методики исчисления нуждаемости по программе нет, и ту, которую применяют у нас, может разниться с той, что в Туле.
      Расскажу некоторые моменты по нашей программе.
      Если собственник не прописан в квартире, то кв.м. вообще не учитываются = 0 кв.м. Снятие его с регучета влечет уменьшение кв.м. до 0 и не считается умышленным ухудшением, так как действия совершены не членом молодой семьи.
      Прописка несовершеннолетнего ребенка не будет являться умышленным ухудшением жилищных условий, взрослого — будет.

  23. Елена (15.11.2013 в 03:35)

    Подскажите, пожалуйста. у нас с мужем в собственности квартира, жилая площадь которой позволяет нам встать в очередь на жильё. (20 кв.м. на четверых). если мы её продадим и пропишемся у родителей, где ещё меньшая жилплощадь, будет ли это рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий? ведь до продажи мы тоже, получается, нуждались в улучшении?

    • если перепрописываться из нуждаемости в нуждаемость — нормально. но надо еще смотреть ситуацию за пять последних лет, если были не нуждающимися, а стали нуждающимися, то скажут ждать 5 лет с момета этих действий.

  24. Диана (19.11.2013 в 08:42)

    Здравствуйте, Людмила! В Татарстане минимум кв.м. на человека 15 кв.м. У меня такая ситуация: в 2003 году по инициативе моей мамы я была прописана в квартиру к бабушке (58 кв.м), собственности у меня не было. В 2004 году вышла замуж, у мужа была 1/4 в собственности в родительской квартире (58 кв.м), там же он и прописан по сей день, в 2006 году умер его отец, но долю отца записали только на мать, а у мужа и его сестры так и осталось по 1/4 (сестра тоже выписалась из родительской квартиры в 2008 году, но доля собственности так у нее и есть. Далее в 2009 году умерла моя мать и мы с моей на тот момент несовершеннолетней сестрой стали собственниками (по 1/2 доле) в маминой квартире (59 кв.м). В 2010 году я родила ребенка и прописали ее к мужу. В 2012 году сестра достигла совершеннолетия. В 2013 году моя сестра родила ребенка (без мужа) и прописала его к себе. Теперь я хочу выписаться от бабушки (58 кв.м (там у меня собственности нет), где я прописана, и прописаться на свою собственность. 1)Будет ли это считаться намеренным ухудшением жилищных условий? Сказать, будет ли это переход из ненуждаемости в нуждаемость, не могу, пока не узнаю ответ на 2-ой вопрос 2) Скажите пжл как рассчитываются кв.м на человека, например у моего мужа 1/4 доля в квартире, но прописаны они втроем на 58 кв.м (его мать, он и наша дочь), расчет ведется исходя из доли собственности или всей площади квартиры и количества прописанных? 3)Если мы с сестрой продадим нашу квартиру (2 комн) в одном районе города и купим такую же по площади квартиру (но 3-комн) в другом районе города и только потом я пропишусь туда, будет ли это намеренным ухудшением жилищных условий? Скажите пжл, стоит ли затевать все это, есть ли у нас шанс оспаривать намеренность наших действий в суде?

    • Диана, при всем желание помочь, рекомендую обратиться к юристу по месту жительства. В каждом регионе свои подпрограммы и свои особенности.

  25. google.com Анна Смол (28.11.2013 в 22:42)

    Здравствуйте, Людмила! Подскажите пожалуйста: будет ли считаться намеренным ухудшением жилищных условий тот факт, что я собираюсь выписаться из неблагоустроенной муниципальной квартиры (из удобств только печное отопление, хол. вода и канализация) в деревянном доме общей площадью 60 кв.м. с износом дома на 60% и прописаться в благоустроенной квартире мужа общей площадью 48 кв.м., где уже прописано 4 человека. Заранее благодарю за помощь!

  26. Игорь (24.01.2014 в 18:51)

    Здравствуйте. Ситуация такая.
    В 1997 году мной и бывшей женой была получена по приватизации квартира 41.6 кв.м. общей площади в равных долях. В 1999 мы развелись, я выписался и уехал служить на новое место за 5000 км. в 2011 году она попросила доверенность для продажи и в декабре 2013 года она её продала. Через какое время от МО РФ я смогу сново претендовать на квартиру чтоб неостаться бомжем. Согласно постановления правительства 1054 так как я продал свою долю 20.8 кв.м. в квартире мне больше признаться нуждающимся неполучится никогда. Хотя я как уехал от туда больше туда не ездил и жить там постоянно не собирался никогда. Как мне быть в данной ситуации?

  27. Татьяна (25.01.2014 в 14:13)

    Здравствуйте! Ситуация следующая. Моя мама проживала в зоне отселения в период с 1986 по 1990г. выписана с данной зоны 20 октября 1990г. затем данную зону сделали зоной с правом на отселение. в 2006 г. приобрели жилье в долевую собственность на троих. про сертификат чернобыльский ничего не знали. имеет ли право мама получить данный чернобыльский сертификат?

    • ни разу не сталкивалась с данными сертификатами, поэтому ничем помочь не могу, к сожалению

  28. Елена (31.01.2014 в 16:53)

    Можно ли отказаться от приватизации,хотим вступить в программу «Молодая семья».Будет ли это считаться как умышленное ухудшение жилищных условий

    • Вы зря думаете, что отказавшись от собственности станете нуждающимися. Кв.м. по регистрации тоже учитывают. Например, семья из трех человек прописана в квартире 60 кв.м., где у одного из супругов 1/8 часть. 60 будет делиться на 3. если будет отчуждение 1/8 , и семья остается прописанными в квартире, все равно 60 будет делиться на 3. запишитесь на индивидуальную консультацию — все посмотрю и дам рекомендации.

  29. Екатерина (19.02.2014 в 12:27)

    Добрый день! проконсультируйте меня пожалуйста вот по какому вопросу- мы с супругом проживали в квартире, принадлежащей моим родителям и были там зарегистрированы. К сожалению, сейчас у нас с родителями сложные отношения и они нас выселяют в судебном порядке. Прописать к себе нас согласила моя родная бабушка, соответственно в жилое помещение площадью меньше. Мой супруг военный и в этом году ему необходимо подать документы для получения денежной выплаты на улучшение жилищных условий. Не будет ли считаться, то что нас выселили родители в судебном порядке, намеренным ухудшением жилищных условий.

    • нет, лучше пусть через суд выселяют, чем добровольно сняться с регучета

  30. вика (25.02.2014 в 15:14)

    Добрый день! У меня вот такой вопрос. У меня в собственности 1/4 доли квартире в деревне, сейчас я жду ребенка и хочу выйти замуж- но будущий муж работает в полиции,им по выслуге лет положено жилье или возмещение денежных средств. Скажите пожалуйста, если я откажусь от собственности до брака, нужно будет ли ждать 5 лет??? не очень хочется быть матерю одиночкой…

    • после заключения брака Ваши данные укажут в личном деле мужа, по Вам также будет проверка по наличию жилья в собственности. Если будет установлено отцовство и данные по ребенку будут в личном деле, то его кв.м. как члена семьи тоже будут учитываться. Если нуждаемость у супругов есть до брака ( а по сообщению сложно судить есть или нет), то после заключения она останется. Наличие доли может повлиять только на сумму выплаты. А решать Вам — жилье или статус матери одиночки. Но тут еще и семейное право — жилье будет считаться добрачным имуществом.

  31. Марина (14.03.2014 в 20:56)

    Здравствуйте!Очень нужна консультация Ваша. Я сотрудник МЧС, служу 11 лет, До 1 марта 2005 года встала на улучшение жилищных условий. Я была замужем у нас была квартира 30,5 кв. м. Состав семьи 5 человек (муж, его двое детей, наш общий ребенок и я). мы ее приватизировали на 4-ых. по 1/4 долей(муж,я,дочь и его дочь.Так получилось что я с ним развелась и он по причинам заставил отдать мою долю ему.Долю переписала в 2010 году в сентябре.В данный момент доля осталась только у моей дочери.В 2011 году я родила ребенка сейчас он у меня нигде не прописан.Сама снимаю квартиру и живем втроем. Мужа у меня нет. В системе МЧС вышло Постановление Правительство РФ на выдачу субсидий, я написала рапорт, предоставила все документы. Сегодня мне сказали, что я ухудшила свои условия, поэтому в субсидии мне отказывают и вообще хотят снять с очереди на жилье. Но я объясняю, что меня же поставили на очередь нуждающимся даже в браке и насчитили тогда 60 кв. м, а сейчас насчитали всего 49 кв.м. Так сложились обстоятельства в жизни!!! Но я же не умышленно!!Что в таком случае мне делать?

    • Брать письменный отказ и приходить ко мне на консультацию)) все решаемо через суд.

  32. OpenID Сергей Ходырев (04.04.2014 в 22:18)

    Добрый вечер,Людмила!У меня такой вопрос:я военнослужащий ВВ МВД.До этого служил в п.Марковский Чайковского района,там была получена служебная квартира,при сокращении части уволен по собственному желанию,т.к.пришел приказ оптимизировать численность войск.Городок был передан Марковскому сельскому поселению,т.е.в муниципалитет.Год назад,получив служебную квартиру от ВВ МВД,я сдал квартиру в Марковском в муниципальное образование,о чем предоставил справку установленного образца.Теперь же мне по месту службы отказывают в постановке на жилищный учет,как нуждающегося в постоянном жилье(выслуга 21 год),мотивируя тем,что я ухудшил свои жилищные условия,сдав служебную квартиру в муниципальное образование.Квартира в Марковском была получена от Минобороны.Если можете,поясните,кто прав.Заранее спасибо!

    • Я бы советовала получить письменный отказ и обжаловать в суд. Служебное жилье — это всегда 0 кв.м., так как временное. В отказе должны сослаться на нормы закона и обосновать свой отказ.

  33. Дмитрий (10.04.2014 в 18:26)

    Здравствуйте. Я сотрудник МЧС. Хочу встать на очередь по субсидии. Жена до замужества отказалась от собственности. Является ли это ухудшением жилищных условий.

    • Как правило привязываются, если не прошло пять лет. Но можно обжаловать отказ в суд, доказывая, что действия не были совершены с целью встать в очередь. А если после отказа осталась не нуждающейся, то и претензий не должно быть.

  34. Светлана (02.06.2014 в 22:53)

    Мы стоим на очереди по молодой семье с 2012 г. квартира оформлена на мужа площадью 25.9 кв.м. Состав семьи 3чел. Если муж соверщит сделку дарения квартиры родителям будет ли это считаться ухудшение жилищных условий.

    • если в Перми с нормой 12 кв.м. общей площади — то нет, так как нуждаемость остается.

  35. Ирина (24.06.2014 в 01:28)

    Доброго времени суток! В 2010 году вступили в программу «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2010-2012г». Совершенно не надеясь что-то получить от государства, взяли в 2012 г. ипотеку. Сегодня 23 июня 2014 г. пришло уведомление о включении нашей семьи в список на получение субсидии, на данный момент в ипотечной кваритире на 50 кв.метрах прописаны 2 взрослых и 2 детей при норме в 11 кв.на чел. в Тульской области. Неужели нет никаких вариантов получить субсидию? Прописать родственника после получения уведомления — это ухудшение условий? Получается, что семья которая будет в «ипотечной кабале» 25 лет — не является нуждающейся.

    • Ирина, надо смотреть условия подрограммы вашего региона. Например прописка несовершеннолетнего — не умышленное ухудшение, но опять — не с 2012 г. В суде можно поспорить,в случае отказа. Я даже примерно вижу как , но надо смотреть и судебную практику в Вашем регионе.

  36. Ирина (02.03.2015 в 16:33)

    Подскажите пожалуйста! Мы проживаем в приватизированной квартире четверо:я,муж,ребенок,и мама мужа. В этой квартире у мужа в собственности 1 доля и 2 доли у его мамы. Недавно его мама приобрела себе жилье и выписалась.Будет ли это являться ухудшением жилищных условий в нашем случае, если мы хотим участвовать в программе «Молодая семья»? Будет ли учитываться ее новая жилплощадь?

    • Вся площадь квартиры будет делится на прописанных лиц, раз мама выписалась, то ее новое жилье учитываться не будет. Более детально — на индивидуальной консультации.

  37. Людмила (24.03.2015 в 21:09)

    Я переехала с мужем военнослужащим к новому месту службы (я была прописана в квартире своей мамы).Сейчас для постановки на очередь на служебное жилье у нас требуют:выписку из домовой книги,выписку из лицевого счета,уже понадобилось и свидетельство о собственности с того места где прописана была я.До замужества квартира была у меня в собственности,но до замужества я ее продала своей маме.Скажите имею ли я право вместе с мужем встать на очередь на служебное жилье,могут ли мне сделать постоянную регистрацию,а не временную? И почему требуется такое количество документов,в праве ли организация их запрашивать и требовать?Спасибо.

    • С военными не работала) Вот почитайте Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/12179855/

  38. Надежда (16.04.2015 в 18:32)

    здравствуйте, подскажите пожалуста у меня было отчуждение в мае 2013 годав размере 1\3 доли 3 комнатной квартиры 22,4 кв.м. в настоящее время имею двоих детей. Имею ли я право вставть на очередь как нуждающаяся в улущении жилищных условий если срок отчуждения 5 лет?
    и скажите если я приобрету 4 кв.м. в собственность то будут ли они суммироваться или 22, 4 кв.м отдападут и будут считатть только 4 кв.м. которые приобрету и таким образом встану на учет?
    и еще если мои родители для продажи квартиры в 1998 году, приватизировали квартиру на меня тоже так как тогда это было обязательным, и в дальнейшем приобрели 3 комнатную где мне выделили 1\3 доли то могу ли я это оспорить в связи с тем что в приватизацию была включена «насильно»и в настоящее время не могу встать неа учет?
    спасибо

    • все расчеты по нуждаемости провожу только платно — вот условия
      Если были нуждающимися и после отчуждения доли остались нуждающимися — ничего страшного, не надо ждать 5 лет
      Считают кв.м. и по прописке и по собственности
      Нет, этим самым защищались интересы несовершеннолетних детей.

  39. Регина (18.04.2015 в 01:55)

    Добрый день. Подскажите если собственник квартиры имеющей 1/4 часть от неё приобретает новое жильё и просто выписывается из квартиры, оставаясь при этом собственником, его квадратные метры нового жилья будут суммироваться при расчёте нормы? Спасибо.

    • если выпишется — не будет суммироваться, но после выписки должна остаться нуждаемость.

  40. Регина (18.04.2015 в 02:00)

    При этом на программе молодая семья стоит другой член семьи просто прописанный в этой квартире, не имеющей в ней собственности

  41. Татьяна (27.05.2015 в 11:55)

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, могут ли меня признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, если я одна прописана в однокомн. квартире (37 кв. м.), собственницей которой является моя мама. При этом у меня есть 1/4 доли в родительской квартире в деревне (60 кв. м.). В том населённом пункте, где я прописана и работаю в собственности у меня жилья нет.

    • В принципе возможно, но надо больше установочных данных,что дать точный ответ.Запишитесь на консультацию, все внимательно изучу и дам рекомендации.

  42. Яна (19.10.2015 в 21:10)

    Здравствуйте.мы участвуем в программе с мужем и ребенком на улучшение жилищных условий в г. Хабаровске с 2010 года. На тот момент мы были прописаны у моих родителей и не имели жилья в собственности и по условиям программы проходили. Квартира 72 кв.м и прописаных было 5. Норматив 18 кв.м на человека.в 2013 муж купил квартиру в собственность, а я была титульным собственником, но в 2014 мы составили соглашение об определении долей по 1/2 доли (является ли это ухудшением жилищных условий, так-как по условиям программы участник не должен быть самостоятельным собственником, а долевая собственность допускается) . Прописано нас 3 в новой квартире ( я’ муж и ребенок) и по квадратам мы проходим. Ухудшили ли мы свои жилищные условия, составив это соглашение, хотя изначально при вступлении в программу у нас ничего не было?

    • К сожалению, в каждом регионе свои особенности и условия подпрограммы. Рекомендую искать юриста по месту жительства.

  43. Илья (28.11.2015 в 01:00)

    Людмила, добрый день!
    С удовольствием воспользуемся Вашими услугами, при необходимости. Для начала прошу дать комментарий по нашей ситуации:
    Мы с супругой и двумя несовершеннолетними детьми прописаны у двух родителей вместе с братом жены в 68 м2 квартире, но т.к. у матери жены имеется в собственности дачный дом 26 м2 — то соответсвтенно мы не попадаем по условиям (в Екатеринбурге мин. количество м2 на человека — 10м2) Но фактически мы с супругой и с детьми проживаем в 28 м2 квартире бабушки жены, которая в свою очередь является не дееспособной и признана по суду опекаемой отцом моей супруги. Соответственно бабушка живет в 68 м2 квартире с родителями. Органы опеки посоветовали моей жене сделать обмен: свою 1\4 долю от квартиры родителей (68\4 = 17 м2) поменять на 28 м2 не дееспособной бабушки. После чего я свободно впишусь к жене в квартиру и пропишу хотя бы одного не совершеннолетнего ребенка к нам. Итого получится, как минимум 3 человека на 28 м2.
    Вопрос: смогут ли наши действия признать, как ухудшения жилищных условий, если
    1) Изначально жена имела 17 м2 а теперь будет 30 м2. А регистрация законного супруга и несовершеннолетних детей не является основанием в признание намеренного ухудшения жилищных условий
    2) Если Бабушке требуется постоянный уход т.к. она полностью не дееспособна — то можно ли признать факт в вынужденном переселении с несовершеннолетними детьми от нее. И в таком случае пропадает признак действия ухудшения жилищных условий — т.е. деяние становится не умышленным, а вынужденным.
    Данный вопрос связан с желанием постановки в очередь на программу «молодая семья»
    Заранее благодарю за внимание, уделенное время и ответ. Если дойдёт до судебных разбирательств — с удовольствием воспользуюсь вашей услугой по составлению судебного иска.

    • 1. Дачный дом не должен учитываться. ибо не жилой.
      2. Проще установить через суд факт проживания в 28 кв.м. , а бабушки в 68 кв.м. , а также что не являетесь членами одной семьи ( по ЖК РФ). Тогда 28 кв.м. не должны учитывать, а только 1/4 от 68 кв.м. на всю Вашу семью.

  44. Альфия Сафина (30.12.2015 в 18:33)

    Доброго времени суток! Помогите, пожалуйста, совсем нервы мы извели!

    С Мамой (она бюджетник, приватизировала кв она только на себя) встали на Социальную Ипотеку (по мертажам), я вышла замуж, прописана так же у мамы. Муж прописан у родителей, кв 200 м2 (доли у него там нет, в приватизации не участвовал, прописано там 5 человек).
    1)Можем ли мы c мамой еще претендовать на СИ?

    2) стоило ли мужа прописывать у нас? (нам так в администрации посоветовали, считается ли это намеренным ухудшением, если нам и так с мамой не хватало метражей)

    3)не скажут ли мне, что где прописан муж там и живи, и маме хватит метражей?

    4) на какое постановление можно ссылаться что бы привести им разумные аргументы в пользу СИ?

    • У нас в Пермском крае нет социальной ипотеки, поэтому особенностей программы не знаю, надо искать юриста по месту жительства

  45. елена (11.01.2016 в 18:16)

    здравствуйте, проживаем в спб, ожидаем очередь на субсидию на покупку жилья. стоим в четвером, я, сын, муж и мама.у мамы умирает сестра и она получает дом в наследство, он находится в псковской обл. могут ли нас снять с очереди, и будет ли являться намеренным ухудшением жил условий если мама оформит дом в дар своему внуку? спасибо.

  46. Гузель (18.02.2016 в 12:48)

    Добрый день!э
    Нас поставили 5,5 лет назад на очередь по программе молодая семья на получение детских субсидий.В декабре получили уведомление о получении.Но сейчас оказалось, что нам не положены субсидии т.к мы ухудшили свои жилищные условия. была квартира, мы продали ее, но не прошло пяти лет после совершения сделки.Говорят будет решать комиссия о выдаче субсидий. Решения до сих пор нет. Вопрос: зачем ставили на очередь? времени столько потеряли. Можно ли обжаловать в суде?

  47. Василий (25.02.2016 в 11:28)

    Добрый день! У нас такая проблема, мы с женой хотели встать на очередь по соц.ипотеке (она гос.служищая) она прописана у меня, мы собрали все документы на всех кто прописан в доме( на 7 человек) дом 55 кв.м, половина дома принадлежит маме, а вторая половина сестренке. Потом выясняется что сестренка разделила свою половину на мужа и двоих детей но они там не прописаны. Дом в котором живет ее муж будет засчитываться при оформлении ипотеки?

    • не сталкивалась с этой программой, другая недвижимость сособственника,если он не прописан с вами, не должна учитываться.

  48. Антон (12.07.2016 в 16:57)

    Здравствуйте. У нас такая ситуация. Мы с женой последние 4 года проживали в Санкт-Петербурге по временной регистрации (жена училась в ВУЗе). Сейчас мы хотим вернуться на родину. У меня постоянная регистрация в г. Ижевск, у жены в г. Воткинск (города в одной республике). Я прописан в 2ккв площадью 44 м2. Вместе со мной там прописаны отец, мать и сестра. У матери 4/5 долей собственности, у сестры 1/5. Мать владеет еще одной квартирой площадью 24 м2. Сможем ли мы быть признаны нуждающимися и встать на учет, если мать выпишется из квартиры площадью 44м2 и пропишется в другую квартиру с площадью 24 м2, а в 2 ккв пропишется моя жена из другого города с несовершеннолетним ребенком? Учетная норма площади в Ижевске 10м2

    • предварительно — сначала жена с детьми прописывается, а потом мама выписывается.

  49. Игорь (01.08.2016 в 19:07)

    Здравствуйте. Я военнослужащий действующий. Выслуга 15 лет календарных, 23 льготных. Собираюсь увольняться по состоянию здоровья. Служу в Смоленской области. В 2013 г. Вступил в наследство 1/4 часть однокомнатной квартиры площадью 30.3 кв.м. В октябре квартира была продана,в том числе и моя доля. В ноябре 2016 года собираюсь подавать документы на очередь как нуждающийся в жилом помещении. Вопрос- могут ли меня не признать нуждающимся в ж.п. так как я продал свои 7 кв.м в этой квартире. Или признают за минусом этих метров. Заранее благодарен.

    • если с учетом этих кв.м. остались нуждающимися — то нормально, если стали ненуждающимися — могут быть проблемы. Но! Я с военнослужащими не работала, практику не знаю.

  50. Надежда (19.09.2016 в 06:36)

    Людмила, здравствуйте! Я проживаю с детьми в комнате 18кв.метров, всего нас 4человека, по нормам мы проходим для постановки на очередь, но мною были совершены действия такие как определение порядка пользования жилым помещением, определение долей, в квартире помимо нас так же прописаны родственники , первоначально квартиранаходилась в общей совместной собственности. Действи были совершены по совету администрвции района, о чем меется письмо. Так же отказывают в плстановке из-за того, что выявлена собственность в ипотеку у одного из родственников. Т.е. нас с родственниками рассматривают как одну семью и в этом случае у нас превышение норм, но по документам и фактически мне принадлежит только моя комната Подсквжитекак поступить, есть ли возможность встать н а очередь?

    • с июня 2016 г. кв.м. находящиеся в собственности у других прописанных лиц не учитываются
      по всем другим моментам — надо смотреть документы