«Нам предлагается принять судьбоносное и важное решение»

06.09.2013

Мэрия Перми подумывает об отказе от «Маминого выбора»

На расширенном заседании комитета Пермской городской думы по бюджету заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев рассказал о параметрах формируемого бюджета 2014 года и планового периода 2015-2016 годов и сложностях, которые могут возникнуть перед муниципалитетом.

По словам Агеева, одной из особенностей бюджета-2014 станет его программный формат, предложенный федеральным законодателем. Из бюджетного кодекса исчезнет понятие «долгосрочная целевая программа» (ДЦП) и появится понятие «муниципальная программа».

Ещё одним существенным отличием нового бюджетного периода станет перераспределение средств между уровнями бюджетной системы. Со следующего года полномочия по дошкольному образованию переходят на уровень субъектов Федерации, город перестаёт нести часть расходов. Но при этом и потеряет часть доходов, например, снизятся нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц. Таким образом, бюджет станет меньше.

Главный фактор, который определит бюджетный процесс, — это необходимость исполнения «майских» указов президента РФ, которые предусматривают проведение мероприятий социальной направленности: увеличение заработных плат в социальной сфере, создание новых рабочих мест, расходы на инфраструктурное обеспечение земельных участков для многодетных семей и ещё ряд мероприятий, ёмких по финансированию. В 2014 году на реализацию этих целей потребуется дополнительно выделить из бюджета города 1,6 млрд руб., в 2015-м — 3,5 млрд руб., в 2016-м — ещё 782 млн руб. В связи с этим, по словам Агеева, «есть вероятность возникновения дефицита бюджета».

Виктор Агеев отметил, что существует два пути формирования бюджета, по которым могут пойти муниципальные власти. Первый — добиться бездефицитного бюджета на 2014 год и плановый период, что потребует сокращения расходов по муниципальным программам на 1,3 млрд руб. либо сокращения с 2014 года программы «Мамин выбор» как единственного крупного добровольно принятого городом муниципального обязательства. Тем не менее в 2014 году, даже с учётом сокращения контингента получателей субсидий, расходы бюджета составят 1,7 млрд руб., или более 12% от собственных доходов бюджета города.

Второй вариант — формирование дефицитного бюджета в 2014 году с направлением заёмных средств на исполнение указов президента РФ, в том числе в части реализации долгосрочных обязательств. При этом предлагается погасить муниципальный долг в плановом периоде 2015-2016 годов. Реализация этих мер потребует жёстких мер по оптимизации расходов в 2015 году.
мамы Фото: Ирина Молокотина

Как вариант Агеев предложил рассмотреть вопрос о выходе из программы «Мамин выбор» с 1 июля 2015 года.

«Мы не можем позволить дефицит без понимания его погашения в трёхлетней перспективе. Для этого необходимо совместно с депутатами доработать и оптимизировать муниципальные программы», — отметил Виктор Агеев, добавив, что это будет сделано в сентябре.

Лев Гершанок, начальник управления экспертизы и аналитики аппарата Пермской городской думы:

— Нам предлагается принять судьбоносное и важное решение. В новейшей истории первый раз администрация Перми выносит на обсуждение необходимость формирования дефицитного бюджета. У нас появились дополнительные расходные обязательства по необходимости исполнения указов президента РФ, изменяются полномочия органов местного самоуправления. Депутаты должны обсудить возможность и необходимость формирования дефицитного бюджета, изменения направлений бюджетной и налоговой политики.

По моему пониманию, сегодня админис­трация предлагает нам отказаться от ряда стратегических задач и перейти в формат текущих. Исходя из представленных документов, мы отказываемся от обустройства мест массового отдыха, от определения архитектурного облика.

У меня есть вопрос о том, сохраним ли мы 10%-ю инвес­тиционную составляющую в бюджете. Мы либо уходим в дефицитный бюджет с 2014 года и потом гасим его за счёт «Маминого выбора», либо сокращаем расходы по программам на 1,3 млрд руб. Я был готов согласиться с дефицитом бюджета, но мы должны понимать, что мы получаем. И надо понимать, что через некоторое время мы столкнёмся с необходимостью «ужиматься» в более тяжёлой форме или мы сейчас принимаем решение об отмене «Маминого выбора».

Создание дефицита для обслуживания текущих расходов — это «финансовый моветон», согласился Агеев, но «выбирать не приходится».

Депутаты попросили уточнить, каким образом выбирались задачи для финансирования в бюджет текущего года и почему были исключены другие.

«Например, исключена программа по замене лифтов, вместо неё — задача поддержания озеленения. Я считаю, что некоторые задачи нельзя исключать, так как они связаны с жизнью и здоровьем пермяков», — высказал мнение депутат Олег Бурдин.

В итоге думцы попросили мэрию представить оценку финансовой потребности мероприятий бюджета 2014 года и планового периода и посчитать высвободившиеся средства в результате снятия задач.

Продолжить обсуждение основных направлений бюджетной политики было решено на заседании профильного комитета гордумы 5 сентября.
ф

«Дефицит — не единственный выход для исполнения обязательств»

Наталья Мельник, председатель комитета Пермской городской думы по бюджету и налогам:

— Для обеспечения исполнения «майских» указов президента РФ администрация Перми, как один из вариантов, предлагает сформировать дефицитный бюджет. Однако надо понимать, что исполнение указов — это постоянные финансовые обязательства не на один год. Непонятным пока остаётся, каким образом мы будет этот дефицит «гасить».

Кроме того, неясно, как получилась итоговая сумма дефицита, которую представили депутатам. Так, г-н Агеев озвучил сумму дефицита в 1,3 млрд руб. На исполнение указов президента РФ требуется 1,1 млрд руб. На какие цели предусмотрены ещё 200 млн руб.? С помощью каких источников предполагается покрывать эти расходы?

Администрация, как вариант, предлагает отказаться от программы «Мамин выбор», но мы не можем без серьёзных обоснований прервать её. Эта программа была начата из-за нехватки мест в детских садах и яслях. Получается, эта нехватка снова возникнет, нужно будет чем-то заменять «Мамин выбор».

Надо отметить, что дефицит — не единственный выход для исполнения обязательств. А где предложения по сокращению недоимки, по увеличению налогового потенциала, что необходимо попросить из краевого бюджета, есть ли альтернатива по сокращению расходных обязательств, кроме «Маминого выбора»? А если всё-таки дефицит неизбежен, чем именно будем закрывать его, из каких источников?

Ничего страшного в дефицитном бюджете нет, но необходимо твёрдо понимать источники его погашения.

Нам предлагают сократить часть инвестиционных проектов. Возможно, некоторые из них есть смысл отложить до лучших времён. Но надо понимать, какие планы у краевой власти. Например, решим мы зоопарк не переносить, а губернатор скажет: «Я тут пытаюсь уладить вопросы с природоохранными структурами, а вы финансирование урезали!» То же самое касается «Белых ночей».

Источник

Тэги: , , , , , , , , , ,