Проблемы «Маминого выбора» — правозащитный взгляд

28.08.2013

Как известно всем пермякам с 2008 года в Пермском крае реализуется программа «Мамин выбор». Родителям, чьи дети от 1,5 до 5 лет не посещают муниципальный детский сад по причине отсутствия мест или по медицинским показаниям, выплачивается денежное пособие.

И все же самым оптимальным маминым и детским выбором являются нормальные детские сады, которые пермякам обещают построить. Фото: Роман Юшков

И все же самым оптимальным маминым и детским выбором являются нормальные детские сады, которые пермякам обещают построить. Фото: Роман Юшков

Правда, изначально несколько странным казалось возрастное ограничение: непонятно, куда девать детей от 5 до 7 лет, поскольку по закону об образовании в школу принимают с семи. А если вспомнить, что изначально программа представлялась не только как ресурс для помощи родителям, не имеющим возможности отдать ребенка в сад, но и как помощь в оплате дополнительных образовательных услуг, то возрастная граница выбрана совсем странно. Ведь основные затраты на образование ребенка идут именно в последние два года перед школой. Это и воскресные школы, часто логопед и прочие необходимые для полноценного развития ребенка сервисы.

С некоторых пор ситуация вокруг «Маминого выбора» несколько обострилась. Первые волнения были связаны со сменой губернатора: оставит или отменит? Волнения переросли в протест, который дошел и до территорий: в Чернушке, например, был пикет. Протестовали под лозунгами: «Оставьте выбор маме!», «Мы – мамы, спросите нас!» «Боимся не увидеть ни садов, ни денег!» Требовали вернуть перепрофилированные здания детских садов, сохранить пособие.

Основные же страсти по «Маминому выбору» закипели в январе, когда изменились правила предоставления пособия. Теперь родители должны прилагать к заявлению копии документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства родителя и ребенка в Перми, и, помимо этого, доказать, что место, указанное в регистрации, является местом их постоянного проживания. Правила усугубили ситуацию: стало невозможно получить пособие тем, кто живёт в краевом центре, имея регистрацию в других населенных пунктах региона. Думаете, таких немного? Ошибаетесь. Порой к таким гражданам относятся лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чаще – те, кто нашёл работу не по месту жительства, то есть в общем-то социально мобильные люди, которые пытаются приспособиться к современным условиям рынка. Территориальный спрос на рабочую силу естественным образом вызывает движение населения в регионе и стране. Ведь это типично для стран с рыночной экономикой.

Весной в ПРПЦ стали приходить люди с просьбой помочь получить пособие. Представить свой взгляд на проблему мы предложили директору ПРПЦ Сергею Исаеву.

— Сергей Владимирович, как вы относитесь к «Маминому выбору»?

— Скорее отрицательно. Идея выплаты компенсации родителям, чьи дети не имеют возможности посещать детское учреждение, родилась, понятно, не от хорошей жизни. Но c  ратификацией Конвенции ООН «О правах ребенка» наше государство приняло на себя обязанность по развитию сети детских учреждений. Этим обеспечивается здоровая воспитательно-развивающая среда для детей и возможность работать родителям. На мой взгляд, программа «Мамин выбор» очень вольно трактует эти обязанности региональной власти, позволяя уходить от решения проблемы в духе Конвенции. Кроме того, реализация программы изначально была связана с трудностями правоприменения, что и не преминуло проявиться.

— На интернет-ресурсе «Несекретно» губернатор Виктор Басаргин, признав проблему, высказался о ней следующим образом: «Ситуация непростая. Не смогу порадовать тех, кто ждет простого решения. Минобразования края еще раз изучило этот вопрос. Нельзя просто взять и отказаться от привязки выплаты к месту прописки. Мы на этот шаг и пошли, поскольку были попытки получать выплаты и там, и там».

— Полагаю, губернатор не может не видеть слабых сторон программы. Законодательство и  правоприменители исходят из предположения, что гражданин имеет регистрацию по месту его фактического проживания.  В противном случае, реализация многих действующих норм была бы затруднена или требовала бы дополнительных действий по доказыванию места фактического проживания гражданина.

— И к чему это приводит в нашем случае?

— К тому и приводит: одни родители получаю компенсацию, а другие нет. И это несмотря на то, что основания для получения компенсации одинаковые, а возможности — разные. Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае назвал такое положение дискриминацией. Очень уместна здесь ссылка на статью 19 Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от места жительства.

— То, что социальную льготу невозможно получить на основании отсутствия регистрации нарушает права человека?

Система регистрационного учета граждан описана Федеральным законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» еще в 1993 году. С тех пор не раз подчеркивалось, что  регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

— Что все-таки делать в случае, когда отказывают в выплате компенсации в связи с отсутствием регистрации или с не проживанием родителей по месту регистрации?

— Регистрация не входит в понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан. Она является всего лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. И отсутствие регистрации не исключает возможности установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

— Другими словами, надо обращаться в суд для признания незаконным отказа назначения компенсации в связи с отсутствием регистрации по месту фактического проживания и для установления судом места жительства? Не слишком ли это громоздко?

— Это так. Доступность получения компенсации значительно снижается. Для родителей это означает преодоление созданных административных барьеров, чего, безусловно, быть не должно. Кроме того, создаются затруднения в вопросах свободы передвижения. Государство не может диктовать гражданам, где им жить и работать, ограничивая тем самым свободу выбора по своему усмотрению. Внутренняя миграция в крае является показателем регионального развития, хоть и довольно однобокого. Сдерживать ее — значить действовать вопреки интересов региона. Надеюсь, что эта по большей части техническая проблема руководством региона будет решена. Ведь заинтересован же губернатор в своей поддержке электоратом. Главное же — всё же относиться к программе как вынужденной и временной мере и строить детские учреждения.

Мария Черемных

Источник

Тэги: , , , , , , , , , , ,