Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае

03.02.2013

«О проблемах оказания социальной поддержки гражданам, утратившим свое жилье в результате пожара»

 

Анализ поступающих обращений погорельцев в адрес Уполномоченного по правам человека обращений погорельцев свидетельствует об отсутствии реальной системы помощи семьям, лишившимся в результате пожара единственного жилья. Только за первое полугодие 2012 года в аппарат поступило более 20 обращений погорельцев из г. Соликамска, г. Перми, г.Краснокамска, Частинского, Сивинского, Очерского, Краснокамского, Пермского, Горнозаводского, Чернушинского и Нытвенского районов Пермского края.

По официальным данным пресс-службы Главного Управления Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Пермскому краю в 2011 году от пожаров пострадало 664 частных домовладения и 523 многоквартирных дома, за 5 месяцев 2012 года от пожаров пострадало уже 514 домов. Зачастую, сгоревшее жилье являлось единственным жилищем пострадавших. Проведенный летом 2011 года опрос 110-ти граждан, проживающих в Пермском краевом учреждении «Центр социальной адаптации г.Перми», в виде анонимного анкетирования показал, что причиной обращения в центр в 74% случаев является утрата единственного жилья, в том числе 14% утратили жилье вследствие пожара.  В 2012 году 55,7% семей, утративших единственное жильё в результате пожара, остались без временного жилья, и без крыши над головой, что является нарушением статьи 40 конституции РФ.

Дом не был застрахован…

К сожалению, культура страхования собственниками своего недвижимого имущества на случай утраты или повреждения последнего еще недостаточно развита среди населения края. Несмотря на предоставление собственникам дополнительной социальной помощи в виде компенсации расходов по страхованию жилья за счет средств краевого бюджета до 50 % размера страховой выплаты, но не более 50% размера прожиточного минимума, что предполагает выплаты до 3345 рублей[1], большая часть собственников свое жильё не страхует, поэтому единственное, на что могут рассчитывать пострадавшие семьи, – это на поддержку со стороны государства.

 Нет информации о возможной помощи…

Вместе с тем, анализ поступивших обращений подтвердил, что в большинстве случаев погорельцы либо вообще не осведомлены о возможности получения какой-либо социальной помощи от государства, либо имеют об этом частичное представление, и только единицы знают, что диапазон государственной поддержки простирается от предоставления материальной помощи в размере величины прожиточного минимума на каждого члена семьи[2] до получения временного жилья маневренного фонда, а в отдельных случаях — жилья социального использования. Так, малоимущая семья из 4-ех человек в случае утраты своего единственного незастрахованного жилья в результате пожара вправе получить материальную помощь в размере 26760 рублей, помощь в натуральном виде (одежда, продуктовый набор и др.), а также временное жилье либо жилое помещение на условиях социального найма, при соблюдении требований жилищного законодательства.

 Что в реальности?

В настоящий момент существующие на территории Пермского края меры социальной поддержки носят разовый характер и не решают проблемы погорельцев в целом. Получив социальное пособие, семья, как показывает практика, не может самостоятельно преодолеть чрезвычайную ситуацию, в которой она оказалась.

С одной стороны, размера социального пособия недостаточно для восстановления дома и утраченного имущества и, как правило, полученные средства уходят на приобретение самого необходимого, а в отдельных ситуациях — на погребение погибших родственников.

Так, многодетная мать, проживающая в с.В.Рождество Ножовского сельского поселения Частинского района, в своем письме Уполномоченному отметила, что в результате пожара существенно пострадало муниципальное жилье, которое в настоящее время нуждается в проведении капитального ремонта, однако в бюджете поселения средств на это не предусмотрено; полученные по линии Министерства социального развития Пермского края 30 тысяч рублей были использованы для приобретения одежды для детей и предметов первой необходимости, в настоящее время женщина с тремя детьми ютится в собственной бане и никаких перспектив получения другого жилья не видит.

Другим показательным обращением является письмо жительницы Чернушинского района, утратившей свое жилье в результате пожара, которая поведала, что ей была оказана материальная помощь в размере 16 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета, однако 14 тысяч она сразу отдала за выписку выделенного ей администрацией поселения, якобы бесплатно,  леса. В итоге лес не вывезен, дом не построен, поскольку у семьи нет на это ресурсов, временного жилья ей также не предоставили.

В действительности получается, что выделяемый гражданам для строительства индивидуального жилья лес (до 150 куб.м. на семью)[3]  зачастую семьи просто не в состоянии использовать по назначению, поскольку не располагают необходимыми для этого дополнительными ресурсами, а бюджетных средств, направляемых на поддержку погорельцев, явно недостаточно для решения жилищной проблемы семьи иным способом. В связи с тем, что полномочия по выделению леса переданы лесхозам, органы местного самоуправления лишены возможности оперативно решать вопросы выделения леса погорельцам, кроме того, и объемы материальной поддержки за счет средств бюджетов поселений существенно снижены: обращения граждан, проживающих в сельской местности, свидетельствуют о том, что размер разовой выплаты, как правило, не превышает двух тысяч рублей, в отдельных случаях объемы выплат доходили до четырех тысяч рублей. В редких случаях администрации поселений изыскивают возможность предоставления погорельцам временного жилья. На этом, к сожалению, возможности поселений ограничиваются.

Таким образом, получив весь спектр социальной помощи, семья продолжает оставаться без крыши над головой, в связи с чем возникает вопрос, на сколько действующая  система государственной поддержки погорельцев эффективна?

Очевидно, что до тех пор, пока на территории края отсутствует система взаимосвязанных мер адресной поддержки погорельцев – оказываемая помощь будет неэффективной, поскольку граждане продолжают пребывать в трудной жизненной ситуации.

Нет крыши над головой…

Серьезной нерешенной проблемой остается вопрос предоставления пострадавшим гражданам временного приюта. На сегодняшний день на уровне городских и сельских поселений Пермского края не сформирован маневренный фонд, предназначенный в соответствии со статьей 95 Жилищного кодекса РФ  для предоставления временного жилья гражданам, чьи жилые помещения пришли в непригодное для дальнейшего проживания состояние в результате чрезвычайных обстоятельств. По состоянию на начало 2008 года 73% городских и сельских поселений вообще не имели маневренного фонда[4]. Данные на конец 2011 года свидетельствуют, что на территории края, так или иначе, идет формирование маневренного фонда, но его, по-прежнему, недостаточно, поэтому возможность оперативного решения вопросов, связанных с предоставлением временного жилья отдельным гражданам в большинстве поселений отсутствует: темпы формирования маневренного фонда не соответствуют темпам прироста нуждающихся в жилом помещении граждан. Так, например, нет маневренного фонда в ЗАТО «Звездный», с.Березовке, п.Широковском, Губахинском, Ильинском, Лысьвенском, Кунгурском, Ординском, Оханском, Чердынском, Уинском, Косинском, Юрлинском и Юсьвенском районах, Нытвенском, Григорьевском, Спешковском, Тулумбаихинском, Постаноговском и других поселениях[5]. Так, в адрес Уполномоченного обратилась жительница с.Лобаново Пермского района, сообщившая, что ее дом сгорел, но, со слов сотрудников администрации Лобановского поселения, маневренного жилья на территории поселения нет и не будет; после обращения Уполномоченного ей была предоставлена комната в ветхом доме, состояние которого фактически желает лучшего (не было электричества, капитального ремонта, стекол в окнах и т.д.).

Социальной гостиницы тоже нет…

Государственная услуга по предоставлению временного приюта гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию краевыми социальными учреждениями, также остается для большинства населения Пермского края недоступной по причине значительной территориальной удаленности соответствующих краевых учреждений от места постоянного проживания пострадавших граждан. По данным Агентства по управлению социальными учреждениями Пермского края в настоящее время на территории Пермского края действует всего два учреждения на 315 койко-мест в г.Перми и г.Березниках. Размещение проживающих на территории Пермского края жителей в учреждениях социального обслуживания, расположенных в краевом центре и г.Березниках, сопровождается разрывом долголетних социальных связей, утратой работы и наступлением других негативных социальных последствий, в связи с чем граждане отказываются от получения временного приюта в этих городах. Да и возможности размещения семей в этих социальных центрах не предусмотрено. Представляется, что с целью повышения доступности учреждений социального обслуживания, предоставляющих временный приют, должна быть рассмотрена возможность создания либо филиальной сети таких учреждений в территориях края, например, по кустовому принципу, либо иных механизмов оказания социальной поддержки граждан на «месте», чтобы исключить дополнительные негативные социальные последствия в виде утраты социальных связей. Требует специального рассмотрения вопрос частичной оплаты временно снимаемого жилья семьями, пострадавшими от пожара.

Перспектива получения социального жилья вне очереди?…

Отдельного внимания требует проблема постановки таких семей на жилищный учет и обеспечения их социальным жильем вне очереди. В текущем году малоимущие семьи столкнулись с отказами администраций поселений обеспечивать их социальным жильем вне очереди, что предусмотрено  статьей 57 Жилищного кодекса РФ. До недавнего времени органы местного самоуправления отказывали погорельцам в реализации данного права на получение другого благоустроенного жилья на условиях социального найма вне очереди, поскольку те не состояли на жилищном учете на момент утраты жилища. Определением Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года №376-О-П было установлено, что «пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении». Правовые основания на получения жилья по договорам социального найма у семьи, потерявшей жильё в результате пожара, появились, однако правоприменительная практика, увы, до сих пор не сложилась.

Так, уже в текущем году в предоставлении социального жилья было отказано семье погорельцев, проживающих на территории Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района, несмотря на то, что семья была признана нуждающейся в получении жилого помещения. К сожалению, вышеуказанные примеры не единичны.

На формирование жилищного фонда у поселений нет необходимых материальных ресурсов, по этой же причине значительная часть поселений не участвует в реализации краевых и федеральных жилищных программах, не имеет своих собственных программ строительства социального жилья, а также программ, направленных на реализацию жилищных прав граждан. Оставление семьи погорельцев без жилья ведет к нарушению не только жилищных прав, но права на достоинство, права на охрану здоровья и других прав.

Показательными в комплексе всех проблем являются обращения граждан, проживавших в поселке Сараны Горнозаводского района. По информации жителей поселка,  всего в поселении проживает около 1100 человек. В период с 29 марта 2008 года по 1 мая 2011 года на территории поселка произошло более 8 пожаров (ул. Ленина, д.9, д.13, д.23; ул.8-ое Марта дома № 4,6,и 8 и ул. Кирова д.1 и д.7, ул. Клубная д.8 и д.6) , в результате чего сгорело 48 квартир, пострадало 118 человек, погибло 9. Помимо этого, признаны непригодными для проживания 12 восьми-квартирных дома. По информации главы поселения, ресурсы бюджета позволяли оказать материальную помощь пострадавшим в размере не более 2 тысяч рублей и все.  Исключительной была ситуация, когда 9 семей, постоянно проживавших в сгоревшем доме №7 по ул.Кирова указанного поселка, утративших единственное жильё, получили денежную компенсацию на приобретение другого жилья за счет резервного фонда Правительства  Пермского края, поскольку ситуация была признана чрезвычайным происшествием в понимании действующего федерального законодательства. Остальные семьи, утратившие свое жилье позднее, такой возможности уже не имели.

В чем-то схожей является ситуация, в которой оказалось около 10 семей, проживающих в г.Кунгуре. Дом, в котором они проживали, в 2011 году был признан аварийным, однако в связи с произошедшем в новогодние каникулы 2012 года пожаром проживание в жилых помещениях стало вообще невозможным. В предоставлении временного жилья семьям было отказано и предложено самостоятельно приобрести другое жилье за счет денежных средств, выделенных городу в рамках краевого проекта «Достойное жилье». Семья В., имеющая жилое помещение в данном доме, в своем обращении в адрес Уполномоченного написала, что «…нам предлагают на всех членов семьи 673672,4рублей за 21,2 кв.м. Мы проживаем фактически три семьи: я (инвалид 3 группы), мама (инвалид) и сестра с двумя несовершеннолетними детьми…Куда бы мы не обращались нам везде во всем отказывают».

Нам всем необходимо критично взглянуть на систему государственной поддержки граждан, утративших единственное жилье, в том числе посмотреть, как сочетаются меры поддержки краевого и местного уровней, что в итоге может получить конкретная семья.

Участие гражданского сообщества…

В условиях, когда государство не может выполнить возложенные на него обязательства, особенно актуальными становятся гражданские инициативы отдельных граждан и некоммерческих организаций. Последним ярким примером такой инициативы является проект «Карта помощи», в рамках которого был объявлен сбор средств для поддержки погорельцев летом 2011 года. Помощь приходила к людям из разных территорий в натуральном и материальном виде, в виде транспортных услуг и инициатив по ликвидации последствий пожаров. Все инициативы граждан, желающих помочь пострадавшим, отражались на соответствующей коммуникационной платформе в сети Интернет[6], на платформе «Ушахиди», с использованием электронных карт местности, что позволяло оперативно направлять помощь туда, где она была наиболее востребована.

Вероятно, что созданный механизм может успешно применяться и на территории Пермского края для оказания пострадавшим от пожаров семьям всевозможной помощи и поддержки, как со стороны государства, так и со стороны общества, при этом граждане могли бы взять на себя значительную долю участия в этом.

Действующая информационно-коммуникационная платформа «Strееt Journal»[7] позволяет создать реальную систему гражданского участия в помощи погорельцам.

Алгоритм помощи семьям, утратившим жильё в результате пожара прост:

-временное размещение семьи после пожара и оказание материальной помощи нуждающимся семьям, в том числе с детьми;

— предоставление жилья по договорам социального найма семьям, утратившим единственное жильё;

— выделение погорельцам леса для строительства нового дома,  в том числе на льготных условиях для семей, утративших единственное жильё;

— создание своеобразной гражданской скорой помощи семьям, пострадавшим от пожаров.

В связи с этим, считаю возможным рекомендовать:

 Правительству Пермского края

  • Создать условия для стимулирования поселений и городских округов к  строительству жилья и маневренного фонда, в том числе через участие в краевых программах, а также в части использования средств фонда софинансирования расходов напрямую  поселениями.
  • Определить меры социальной поддержки лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оставшимся без крыши над головой в результате пожара, в части

— предоставления временного приюта с учетом территориальной доступности данной услуги для потребителя;

— предоставления материальной помощи детям в семьях, утратившим жильё в результате пожара;

  • Рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты Пермского края в части

— установления льготных нормативов и расценок отпуска деловой древесины гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара и иных чрезвычайных ситуациях, для строительства индивидуального жилья;

—  предоставления семьям погорельцев компенсации расходов, связанных с коммерческим наймом жилого помещения на период до предоставления семье жилого помещения муниципального маневренного фонда для временного проживания.

  • Рассмотреть возможность разработки и реализации целевой программы строительства социального жилья для граждан, имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.

 

Совету муниципальных образований Пермского края

  • Провести мониторинг формирования муниципального маневренного фонда в поселениях и городских округах;

 

Администрациям поселений Пермского края

  • Обеспечить реализацию прав граждан, утративших свое единственное жилье в результате пожара, на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
  • Обеспечить формирование маневренного фонда, согласно требованиям Жилищного кодекса РФ.
  • Разработать механизмы взаимодействия с Интернет-сообществом по поддержке семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в результате пожаров.
  • Совместно с Госпожнадзором организовать  информирование населения о механизмах страхования личного имущества, а также о возможности получения компенсации 50% расходов, связанных со страхованием жилых помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Распоряжение Правительства Пермского края  «Об установлении величины прожиточного минимума  на II квартал 2012 года » № 53-рп от 23.04.2012г.

[2] Указ Губернатора Пермской области от 14.01.2005 № 5 «О предоставлении государственной социальной помощи в форме предоставления социального пособия и натуральной помощи»

[3] Закон Пермского края от 30 июля 2007 г. N 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края»

[4] По данным опроса администраций поселений Пермского края, проводимого Уполномоченным по правам человека в Пермском крае в конце 2007 года в рамках подготовки Ежегодного доклада.

[5] По информации, предоставленной администрациями поселений Пермского края в ходе проводимого в конце 2011 года в рамках подготовки Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Пермском крае опроса.

[6] http://russian-fires.ru/

[7] http://www.streetjournal.org/

Тэги: , , , , , ,