Доклад
«Об итогах работы Министерства социального развития Пермского края в 2013 году и планах на 2014 год»
1.Введение.
Уходящий год ознаменовался реализацией масштабных задач, поставленных на уровне федеральной и региональной власти. В первую очередь это исполнение майских указов Президента.
Программа социально-экономического развития Пермского края, принятая в конце 2012 года, сформировала основные направления, показатели деятельности органов исполнительной власти. В качестве механизмов реализации задач, установленных Программой, определены краевые государственные программы: «Семья и дети», «Социальная поддержка граждан Пермского края», «Доступная среда», принятые в конце года. (п. 1.1. РК №1/2012).
Одной из приоритетных задач определена поддержка семей, имеющих детей, многодетности, и на ее решение направлен целый комплекс мер.
2. Основная часть.
2.1. Поддержка материнства и детства.
Введение регионального материнского капитала, предоставление бесплатно в собственность земельного участка, а также введение в этом году ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и последующих детей, дали положительный эффект. Впервые за последние годы в крае отмечен естественный прирост населения, который составил более 1 000 человек. Особенно вырос уровень рождаемости третьих и последующих детей. Общий коэффициент рождаемости превышает средний по Российской Федерации на 11%.
Повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни многодетных семей, в том числе через улучшение жилищных условий — таков основной посыл указанных мер поддержки.
Совокупный объем финансирования, направленный на решение демографических проблем, в 2013 году составил 430,1 млн. рублей, только на реализацию сертификатов по региональному материнскому капиталу в бюджете Пермского края предусмотрены денежные средства в объеме 238,5 млн. рублей.
По состоянию на 1 декабря 2013 года сертификаты на региональный материнский капитал реализовали 1 223 семьи,из них 96% направили средства на улучшение жилищных условий.
Обеспечение многодетных семей земельными участками еще одна значимая мера, направленная на улучшение жилищных условий многодетных семей.Показатель обеспеченности, установленный губернатором края на 2013 год в размере 40%, исполнен. Земельные участки предоставлены почти 44 % многодетных семей от числа поставленных на учет, из них почти 70% семей земельные участки предоставлены под индивидуальное жилищное строительство.
Для последующего предоставления участков многодетным семьям уже сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет более тысячи семиста земельных участков.
За период реализации закона в целом решены проблемы по постановке на учет граждан, формированию земельных участков и их предоставлению многодетным семьям. Сейчас перед инфраструктурным блоком стоит задача по выстраиванию системных, планомерных действий в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой.
Для оказания содействия в строительстве собственного индивидуального жилья, а также реконструкции или капитальном ремонте уже существующего жилья принято решение о выделении многодетным и молодым семьям дополнительного объема деловой древесины в размере 150 кубических метров либо денежной компенсации на возмещение затрат по заготовке, транспортировке и распиловке древесины, более 1 000 семей заключили договоры.
На поддержку многодетности направлена и региональная программа по обеспечению молодых семей жильем. В соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, краевой программой определены в качестве приоритетной категории семьи, имеющие 3 и более детей. 635 многодетных семей края из 800, вставших на учет, т.е. около 80%, уже улучшили свои жилищные условия. В следующем году практически все стоящие в настоящее время в очереди многодетные семьи, смогут получить свидетельства на улучшение жилищных условий.
Активно реализуется краевое направление, предусматривающее социальную выплату в размере 10% от расчетной стоимости жилья. Выплата в размере 10% выдается без учета приоритетов, и получить ее можно в течение года с момента написания заявления. Кроме того, краевое направление значительно шире в части возможности использования данной выплаты, в т.ч. ее можно направить на погашение основной суммы долга по ипотеке и процентов по ипотеке, на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома. За последние три года краевую выплату получили более 4 тысяч человек,из них в 2013 году – 763.
Более того, для решения демографической проблемы, в рамках краевого направления действует механизм «Семейный актив» задача которого мотивировать молодые семьи на рождение детей после улучшения жилищных условий. Данный механизм позволяет молодой семье в случае рождения ребенка, в течение двух лет с момента улучшения жилищных условий, получить дополнительную социальную выплату в таком же размере. В 2013 году данную выплату получили 250 семей.
На 2014-2015 годы в рамках краевого и федерального направления запланировано улучшение жилищных условий трех с половиной тысяч молодых семей.
Введение в крае ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума, назначаемой на третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет стало еще одним значимым мероприятием демографической политики. Трем с половиной тысячам семей произведена данная выплата.
Это обязательство является финансово емким, поэтомуиз общего объема расходов 191,6 млн. рублей в 2013 и 663,3 млн. руб. в 2014 году, половину берет на себя федерация.
Профилактика детского и семейного неблагополучия
Важным событием года в сфере семейной и детской политики стала разработка и утверждение региональной стратегии действий в интересах детей. Одним из приоритетов семейной политики заявлена профилактика семейного и детского неблагополучия. Создание семейных клубов, консультационных центров для семей, имеющих семей, организация и проведение профильного лагеря для семей с детьми – все эти мероприятия уже реализуются.
Сейчас в крае действует более 30 семейных клубов в 17 территориях. В работе клубов участвует около 900 родителей. В настоящее время основное направление деятельности клубов — организация досуга семей. Мы же ставим задачу сформировать через семейные клубы активную позицию родителей, обеспечивающую их участие в создании благоприятной среды в микросоциуме, оказание взаимопомощи в вопросах развития и воспитания детей.
В ноябре 2013 года проведен первый краевой профильный семейный лагерь, в котором приняли участие 67 семей из 27 территорий. Участники лагеря прошли обучение по вопросам создания и юридической регистрации семейного клуба, как некоммерческой организации. Лагерь показал, что в каждой территории есть инициативная группа родителей, готовых включаться в решение проблем на территории своего поселения. Дальнейшее взаимодействие с данными семьями будет направлено на то, чтобы они стали реальными помощниками заместителей глав муниципалитетов в вопросах реализации региональной стратегии действий в интересах детей.
Усилия Министерства и муниципальных органов власти в этом году были направлены и на повышение доступности услуг в сфере оздоровления и отдыха детей. Впервые за последние 5 лет удалось переломить тенденцию на закрытие загородных оздоровительных лагерей и, благодаря внедрению механизмов частно-государственного партнерства, в 2013 году дополнительно приняли детей 3 лагеря. Это позволило увеличить численность детей, охваченных различными формами оздоровления и отдыха на 7 %. (п. 2.3. РК № 1/2012)Есть основания надеяться, что в 2014 году еще 2 лагеря, из числа ранее законсервированных, также примут детей.
Наиболее благоприятные условия для развития ребенка создаются, конечно, в семье. Поэтому меры, направленные на поддержку материнства и детства, формирование среды, дружественной к семье и детям, предусматривают расширение спектра профилактических услуг, направленных на предотвращение распада семьи.
Одной из таких новых профилактических услуг является оказание помощи женщинам с детьми в трудной жизненной ситуации с предоставлением временного приюта (п. 2.4. РК№ 1/2012). Самое непосредственное и активное участие в проекте принимают общественные, некоммерческие организации. За 11 месяцев профессиональную помощь получили 37 женщин с детьми, во всех случаях кризисная ситуация была разрешена. Пока такое отделение создано на территории г. Перми. В планах на следующий год их открытие в г. Березники, Чайковский.
Создан многоканальный краевой детский телефон доверия, который работает в круглосуточном режиме и оказывает экстренную психологическую помощь как детям, так и их родителям, бабушкам и дедушкам (п. 2.4. РК №1/2012). За 4 месяца на телефон поступило более 6 тысяч звонков, из них 95 % звонивших – дети. Телефон доверия – это лишь одно звено в системе профилактики, но очень важное звено. С одной стороны –он сигнализирует о конкретных проблемах в обществе, в детской среде, в семьях. Обобщая информацию с телефона доверия, можно планировать те или иные управленческие действия (например, в государственной программе «Семья и дети» появились мероприятия, направленные на профилактику школьного буллинга). С другой стороны, телефон доверия – это «служба спасения», и это, действительно, очень важный и доступный механизм оказания помощи детям в кризисной ситуации. В 2013 году в более чем 450 случаях дети, обратившиеся в службу, переживали насилие в семье, преследование со стороны сверстников в школе и другое. Все они получили экстренную психологическую помощь. Как результат — удалось предотвратить развитие суицида в более чем 150 случаях обращений. По мнению экспертов Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения Пермский детский телефон доверия отличает от аналогичных служб помощи в других субъектах Федерации высокое качество работы, соответствие требованиям Стандарта и исполнение государственного задания некоммерческой организацией «Вектор».
В целом Министерством реализована предусмотренная Национальной стратегией «необходимость принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг». Более 80% мероприятий в краевой госпрограмме «Семья и дети Пермского края» предусматривают исполнение на конкурсной основе (п. 2.2. РК №1/2012). Это касается и оказания социальных услуг семьям, находящимся в социально опасном положении.
Очевидным плюсом закупа социальных услуг на открытом рынке стало привлечение к их оказанию и коммерческих, и некоммерческих организаций (п. 6. РК №1/2012). Сами услуги стандартизированы, ясно, на что идут бюджетные деньги.
Результатом предметной работы с семьями в СОП стало снижение за 2 года численности детей, находящихся в социально опасном положении, на 10 % (с 9 030 до 8 188 человек), снижение показателей преступности среди несовершеннолетних на 3 %. Благодаря активному внедрению в деятельность всех субъектов профилактики на всех уровнях восстановительных технологий численность несовершеннолетних из числа ранее судимых в 2013 году снизилась почти на 24 %.
Наша задача в 2014 году — сформулировать критерии качества оказания социальных услуг, а также требования к уровню квалификации специалистов, работающих с семьей, особенно с семьей, находящей в трудной жизненной ситуации.
Ключевым фактором активизации личностного потенциала сопровождаемой семьи видится компетентная личность специалиста, осуществляющего социальное сопровождение семьи, и обладающего ресурсом для привлечения других заинтересованных ведомств и учреждении.
Одна из причин семейного неблагополучия – высокий удельный вес бедных семей, особенно семей с детьми. Вместес тем, пассивная позиция, ориентированная на потребление и расширение перечня услуг, категории получателей с максимальным увеличением мер социальной помощи, понимаемой как регулярные выплаты пособий максимально высокого уровня, осложняют выход семей из трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют и заключения экспертов в 2012 и в 2013 гг. и данные Пермьстата. Хотя технологии выхода из малоимущности есть, и в крае они реализуются.
Для решения проблем семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае, реализуется технология «Самообеспечение». Ежегодно увеличивается количество участников технологии, сегодня это более 800 семей, в которых воспитывается почти две тысячи детей. На федеральном и краевом уровне поддержана идея предоставления социальной помощи на условиях контракта, с целью устранения иждивенческих настроений.
В соответствии с федеральным законодательством в декабре принят закон Пермского края, который ввел норму, определяющую предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В настоящее время Министерством разрабатывается совершенно новая система социальных контрактов, предусматривающая двухсторонние взаимные обязательства, как со стороны малоимущей семьи или гражданина,так и со стороны органа социальной защиты населения (п. 1.3. РК №1/2012).
По существу от раздачи денежных средств в виде материальной помощи гражданам и семьям мы должны перейти к сопровождению таких граждан, предусматривающему оказание им комплексной помощи в преодолении трудной жизненной ситуации.
Современные социально-экономические условия существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей. Наиболее острыми проблемами являются семейные конфликты, некомпетентность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за содержание и развитие детей. Остаются актуальными проблемы уклонения родителей от воспитания детей, семейное насилие.
Сиротство.
Приоритетом для нас является создание условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в семье. В крае сохранен приоритет семейного устройства – 94% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей усыновлены, устроены в приемную семью, или временно переданы в семьи граждан, проживающих на территории Пермского края.
В сравнении с другими субъектами, имеющими наибольшее количество ежегодно устроенных в семейные формы, такими как Москва (1610 чел.), Московская (2117), Кемеровская область (2104), Красноярский (1989), Краснодарский край (1771) – Пермский край по прежнему остается на первом месте.
За 2013 год всего устроено в семьи 4 859 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Такого результата удалось достичь в том числе и потому, что меры поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей ежегодно совершенствуются. В первую очередь, это меры материального стимулирования семейного устройства детей-сирот.
Выплата ежемесячного пособия на содержание детей-сирот ежегодно увеличивается: к 2013 г. в сравнении с 2010 годом выплата выросла на 31% и составляет – 7 тыс. 370 руб. (2010 г. — 5035 руб.,2013 — 7370,52).
За последние 2 года увеличен на 23% базовый размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям (с 2 500 руб. до 3 261 руб. за каждого ребенка).
В 2013 году депутатами регионального парламента поддержана законодательная инициатива губернатора края о приведении в соответствие с СанПин норм питания детей-сирот, воспитывающихся под опекой, в приемных семьях, об установлении кратности выплаты единовременного пособия на приобретение оборудования детям, воспитывающимся в приемных семьях более одного года (1 раз в 5 лет); увеличении расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, медикаментов, игры, игрушек, книг (до 10 %) (п. 1.4. РК №1/2012
Осуществляется сопровождение замещающих семей, в рамках которого оказывается социально-психологическая, социально-педагогическая и социально-юридическая помощь. Сопровождением охвачено 12,5 тыс. детей, воспитывающихся в замещающих семьях. В целом помощь получает более 90% замещающих семей Пермского края. Благодаря работе специалистов по сопровождению оперативно выявляются и решаются проблемы замещающих семей, в результате в 2013 году количество отмен и возвратов из замещающих семей сократилось на 19 %. Однако отсутствие критериев результативности предоставляемых услуг снижает качество работы. В этой связи, одной из задач на 2014 год определяем разработку и внедрение стандарта качества услуг по сопровождению замещающих семей.
Для реализации приоритета российского усыновления, заявленного федеральным руководством, в текущем году проведена большая работа по увеличению доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных российскими семьями. Рост составил с 60% в 2010 до 70% в 2013, прогноз на 2014 год – до 75%.
Продолжает развиваться такая форма семейного устройства как приемная семья, увеличение за год составляет 11%.
В то же время нельзя забывать о сохранении кровных семей и возвращении в них детей. Количество возвращенных в кровные семьи в последние годы остается стабильным и составляет около 25% от общего числа устроенных в семьи за год.
С целью активизации устройства детей в российские семьи, возврата после реабилитации в кровные семьи, реструктуризирована сеть Межведомственных центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, теперь это единое краевое учреждение с пятью филиалами с единым методическим и организационным обеспечением (п. 4. РК №1/2012).
Сегодня в учреждении проводится интенсивная работа по снижению негативных эффектов пребывания ребенка в учреждении: за счет сокращения сроков, внедрения методик компенсации отставания в развитии.
Центр успешно работает по сокращению сроков установления правового статуса. За год на 13% сократилось количество временно помещенных в учреждение, устроено в семьи 384 ребенка, из которых усыновлено 194, возвращено в кровные — 65 детей.
На следующий год мы ставим задачу увеличения процента усыновленных в российские семьи, в том числе детей-инвалидов переданных в семьи.
Акцент на работу с кровной семьей в течение года был сделан и в работе социально-реабилитационных центров. Осуществлялась целенаправленная работа данных учреждений по успешной реабилитации детей и семей. На следующий год ставим задачу увеличения возвратов в кровные семьи при условии их реабилитации и дальнейшего сопровождения.
Учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за год постарались привести деятельность в соответствие с вызовами социально-образовательной ситуации. На площадках большей части учреждений организована проектная деятельность, результатом которой должно стать сокращение самовольных уходов в учреждениях, повышение качества образования воспитанников, развитие навыков самостоятельного проживания при постинтернатном сопровождении выпускников детских домов по окончании 9 классов (в возрасте от 16 до 18 лет).
В работе органов опеки и попечительства успешно отработаны механизмы выявления, учета, устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается снижением количества вновь выявленных детей-сирот за год на 9,3%, общим снижением состоящих на учете детей данной категории ежегодно на 2%.
Безусловно, успешное решение вопросов требует повышения квалификата специалистов, качественного ресурсного обеспечения с учетом требований профессионального стандарта, проект которого разработан на федеральном уровне.
Обеспечение жильем детей-сирот.
С этого года решение этого вопроса выстраивалось в принципиально новом формате.
В связи с введением в действие Федерального закона № 15-ФЗ приняты соответствующие региональные нормативные акты, согласно которым жилые помещения предоставляются из государственного специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма. Причем предоставляются отдельные благоустроенные квартиры или жилые дома общей площадью более 33 квадратных метров.
По состоянию на 1 января 2013 года количество детей-сирот, нуждающихся в получении жилья составляет около пяти с половиной тысячи человек, а имеющих право на получение жилья- около 4 000 человек, причем 1 832 человека – в связи с невозможностью возвращения в ранее занимаемые жилые помещения (2 169 человек – не имеющие жилых помещений).
Для формирования специализированного жилищного фонда организована большая межведомственная работа: определено нормативно-правовое регулирование, проведено обследование условий проживания в ранее закрепленном жилье на предмет установления права детей-сирот, проведена инвентаризация учетных дел детей-сирот, их наполнение, приобретены в краевую собственность жилые помещения.
Однако, темпы предоставления жилья недостаточны. На сегодняшний день только 118 квартир отнесено к специализированному жилищному фонду,из них по 90 квартирам получены согласия от детей-сирот. В целом, жильем обеспечено 697 человек, в том числе: исполнены 626 судебных решений из 745 (84%), заключили договор найма специализированного жилищного фонда 77 человек.
В следующем году планируется строительство жилья для обеспечения жильем 1 500 детей-сирот. Определены 19 земельных участков общей площадью 84,3 гектара под строительство жилых домов на территории 10 муниципальных образований Пермского края (Пермь, Березники, Соликамск, Кудымкар, Лысьва, Добрянка, Краснокамск, Чусовой, Губаха, Пермский район). Предстоит работа по сопровождению детей-сирот, обеспеченных специализированным жилищным фондом.
Резюмируя вышесказанное, считаем необходимым переориентировать работу на формирование у населения мотивов сохранения репродуктивного здоровья, ответственного родительства, сохранения родной семьи ребенка на разных этапах ее кризиса, создания среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений. При этом особая роль должна быть отведена разработке и запуске в обществе саморазвивающихся и самоподдерживающихся механизмов решения проблем семьи и детства во всех сферах жизнедеятельности.
2.3. Социальная поддержка инвалидов. Создание доступной среды. Данное направление получило новый импульс развития.
С 1 апреля 2013 года начал свою работу отдел по делам инвалидов, основной целью деятельности, которого является формирование и обеспечение региональной политики в сфере работы с инвалидами.
В рамках задач, решаемых в 2013 году, было выделено два основных приоритетных направления: формирование доступной среды и реабилитация c созданием условий для социальной интеграции инвалидов.
Ориентиром в этой работе стала ратифицированная нашей страной в 2012 году Конвенция о правах инвалидов, а также, документы и программы федерального и регионального уровня.
Продолжением деятельности по формированию доступной среды в крае стала разработанная и утверждённая постановлением Правительства Пермского края Государственная программа «Доступная среда. Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края».
Определены 3 стратегических линии, по которым организована работа:
-совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды инвалидов;
-повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
-информационные и просветительские мероприятия.
Внесены изменения в положения об исполнительных органах государственной власти Пермского края, а именно: выделены функции по формированию доступной среды, обеспечению инвалидам равных возможностей. В каждом ведомстве определены ответственные за формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в части своей компетенции.
Разработаны проекты: регламента межведомственного взаимодействия по формированию доступной среды, положения о паспортизации приоритетных объектов социальной сферы. Сформирован межотраслевой перечень объектов краевого уровня в количестве более 1500 тысяч, для определения совместно с общественными организациями приоритетных объектов, по которым будет организована паспортизация и создан их реестр. Это, несомненно, шаг вперед.
Впервые, в 2013 году в соответствии с решением Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края проведён Пермский гражданский форум «Доступная среда – для всех!», который состоялся 18 июня 2013 г. при активном участии Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов. В его проведении приняли участие более 600 человек.
По итогам Форума определены перспективные шаги для объединения усилий исполнительных органов государственной власти Пермского края, муниципальных образований, некоммерческого сектора, бизнес-сообщества, работающего в строительной и транспортной индустрии по созданию доступной среды для инвалидов, и других представителей маломобильного населения края.
Форум послужил хорошим импульсом для совершенствования работы по формированию доступной среды не только на краевом, но и на муниципальном уровне, где активизировали свою деятельность, создаваемые при главах муниципальных образований Советы по делам инвалидов. Такие коллегиальные органы созданы в 37 муниципальных образованиях, в 19 из них Советы возглавили главы муниципальных образований. К сожалению, до сих пор отсутствуют такие советы в Большесосновском, Гайнском, Губахинском, Еловском, Ильинском, Оханском, Суксунском, Уинском, Усольском, Юсьвинском муниципальных районах.
В рамках мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры определены показатели по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности, которые включены в соглашения, заключённые между главами муниципальных образований и Правительством Пермского края, а также в показатели оценки муниципальных районов и городских округов Пермского края по достижению наиболее результативных значений показателей управленческой деятельности в рамках краевого конкурса.
По итогам 2013 г. ожидаем исполнение планового показателя доступности объектов социальной инфраструктуры не менее 25%.
Важно изменить не только количественные, но и качественные показатели создания доступной среды, изменение отношения к этой проблеме, преодоление разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Необходимо обеспечить не только физическую доступность, но и доступность услуг. Для этого потребуется обучение и перестройка отношения персонала к людям с особыми потребностями при обращении в те или иные учреждения и организации социальной сферы.
Требуются реальные меры по организации межведомственного взаимодействия по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в крае.
Реабилитация инвалидов.
Важным элементом социальной интеграции, жизнедеятельности инвалидов является оказание реабилитационных услуг.
В предыдущие годы необходимым условием доступности данных услуг было расширение их количества, что успешно решалось путём внедрения системы сертификатов. Так с введением сертификатов в 2010 году охват инвалидов реабилитационными услугами увеличился по сравнению с 2007 годом в 5 раз.
Предоставление реабилитационных услуг обеспечивается организациями различных форм собственности, прошедшими квалификационный отбор и включает санатории, профилактории, медицинские и другие организации, что расширяет возможности выбора и получения более широкого спектра медико-социальных услуг.
В 2013 году в перечень реабилитационных служб, оказывающих данные услуги, вошли 26 организаций, из них 4 государственных учреждения.
По состоянию на 1 декабря 2013 года сертификаты на получение реабилитационных услуг выданы и оплачены 7579 инвалидам, что на 21% больше, чем за аналогичный период 2012г.
Вместе с тем, сегодня на федеральном и региональном уровне задаётся новый формат, предъявляются новые требования к оказанию реабилитационных услуг, на первый план выходят иные задачи, связанные с индивидуальным подходом, адресностью оказания услуги.
Решением Совета по делам инвалидов перед Министерством была поставлена задача проработать варианты различных типов сертификатов на реабилитацию с учетом нозологии.
В текущем году были разработаны 10 видов сертификатов с учетом нозологии, группы инвалидности, степени ограничения основных категорий жизнедеятельности, возраста, срока установления инвалидности.
Соответствующие изменения были внесены во все нормативные правовые акты, которые вступают в силу с 1 января 2014 года.
Но изменить только количество программ реабилитации сегодня с учётом потребности инвалида оказывается недостаточно, так как гораздо более важной задачей является возможность оказания реабилитационной услуги, способствующей интеграции инвалида в месте его постоянного проживания. А это совершенно новая задача, требующая значительной перестройки системы оказания услуг.
Поэтому на заседании Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края, состоявшемся в сентябре 2013 года поддержана и одобрена «Стратегия развития системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов Пермского края на 2014-2016 годы с учетом Международной классификации функционирования и здоровья». В настоящее время подготовлен и проходит процедуру согласования проект Указа губернатора об утверждении данной стратегии, после чего предполагается разработать и утвердить межведомственный план её реализации.
В настоящее время разработан проект по индивидуальному сопровождению семей с детьми-инвалидами, который предполагается реализовать на площадке города Перми. Данный проект позволит отработать модель межведомственного взаимодействия, который можно будет транслировать и на иные территории и возрастные группы.
Совершенствуются не только технологии реабилитации, но и оснащаются современным оборудованием реабилитационные учреждения. Так, в рамках соглашения с ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2012-2013 гг. приобретено современное роботизированное оборудование для Краевого центра реабилитации инвалидов на сумму 80,2 млн.руб. Также на 2014 год запланированы средства в объеме 15 млн. руб. на разработку проектно-сметной документации на строительство реабилитационного центра для детей-инвалидов в г. Перми.
В рамках краевой инвестиционной программы регионального развития проводится разработка проектно-сметной документации на строительство реабилитационного центра для детей-инвалидов на 60 чел. в с. Юсьва, строительство которого планируется в 2015 году.
2.4. Социальное обслуживание граждан.
Этот год ознаменовался и изменением подходов к организации социального обслуживания населения, в первую очередь на федеральном уровне. Законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», принятый во втором чтении Государственной Думой РФ вводит новые принципы социального обслуживания, определяющие его новое качество. Это адресность предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в таких услугах, обеспечение их доступности для всех нуждающихся путем развития конкурентной среды поставщиков социальных услуг, максимальное сохранение пребывания в привычной благоприятной среде при приоритетном предоставлении социальных услуг на дому, повышение престижа профессии социального работника, привлечение в социальную сферу негосударственных, общественных организаций, волонтеров и добровольцев.
Все эти принципы нашли отражение в плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения» как на федеральном, так и региональном уровне. Дорожная карта определила основные приоритеты и направления развития социального обслуживания до 2018 года.
В первую очередь – это повышение заработной платы работников социальных учреждений. Эта задача в текущем году нами выполнена. В сравнении с субъектами Приволжского Федерального округа показатели повышения заработной платы достигли плановых к 1 декабря текущего года. (Так средняя заработная плата врачей в учреждениях социального обслуживания сегодня составляет 31 495 рублей, среднего медицинского персонала – 18 781 рубль,младшего медицинского персонала – 12 396 рублей,социальных работников – 15 112 рублей, педагогических работников – 15 971 рублей).
По сравнению с 2012 годом заработная плата работников социальных учреждений выросла в среднем на 39 %. Мы занимаем лидирующие позиции по повышению заработной платы социальных работников среди субъектов Приволжского Федерального округа (второе место после Республики Татарстан по итогам 9 мес. текущего года).
На эти цели из бюджета края в 2013 году дополнительно выделено 165 млн. рублей. В 2014 году мероприятия по повышению заработной платы работников социальных учреждений будут профинансированы в размере около 250 млн. рублей.
Еще одним показателем исполнения мероприятий дорожной карты является «удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций, всех форм собственности». Тогда как некоторые субъекты Российской Федерации только задумываются о возможности предоставления социальных услуг негосударственными организациями, в крае уже боле 5 лет сформирована конкурентная среда в сфере социального обслуживания, социальные услуги оказываются как государственными учреждениями, так и в негосударственном секторе.
В 2013 году социальные услуги населению края оказывали более 50 негосударственных организаций. При этом более 18 тыс. граждан или 29 % получили их в негосударственном секторе. Данные показатели по итогам 2013 года перевыполнены и значительно превышают аналогичные показатели по Российской Федерации.
В настоящее время закупаются такие услуги, как, надомноеобслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста, реабилитация инвалидов в условиях дневного и временногопребывания с использованием сертификата, консультативная помощь, временный приют граждан, находящихсяв трудной жизненной ситуации, социальная реабилитация наркопотребителей.
Демонополизация предоставления социальных услуг, появление новых участников – негосударственных поставщиков услуг побудили государственные службы реагировать на требования времени, быть конкурентноспособными наряду с рыночными структурами, потребовали внедрения инновационных технологий, нацеленных на повышение качества и доступности социальных услуг, создание комфортных условий их предоставления.
В сети государственных стационарных учреждений в 2013 году в полном объеме сформированы регламенты социальных услуг. Под методическим руководством центров регламентации и обучения на базе Кучинского психоневрологического интерната и Чайковского дома-интерната для престарелых и инвалидов разработаны и утверждены внутренние регламенты деятельности персонала по предоставлению социальных услуг. Сформировалась накопительная система повышения квалификации персонала учреждений всех уровней, при которой особое внимание уделяется обучению и повышению уровня профессиональной компетентности основного персонала. В 2013 году повысили квалификацию более 400 сотрудников учреждений социального обслуживания. В 2014 году планируется продолжить работу по методическому сопровождению деятельности социальных служб, в том числе по таким направлениям как реализация реабилитационного процесса, а так же оценка и контроль качества реабилитации граждан, проживающих в стационарных учреждениях.
Психологическая комфортность проживания в учреждениях становится одним из критериев удовлетворенности граждан оказанием социальных услуг. Уже несколько лет мы работаем по созданию благоприятных условий для снижения конфликтности в стационарных учреждениях. Активно внедряются технологии медиации – восстановительные процедуры по урегулированию конфликтов. Во всех учреждениях созданы внутренние службы по урегулированию споров, в состав которых вошли специалисты, обученные медиативным технологиям. Количество конфликтных ситуаций в учреждениях снижено в течение 2013 года на 20 %. Вместе с тем, в некоторых учреждениях ситуация по снижению конфликтности остается нестабильной, регистрируется увеличение количества жалоб от клиентов. В связи с этим необходимо активизировать работу внутренних служб по урегулированию споров с привлечением, по возможности, внешних медиаторов, а также проведение профилактических мероприятий по снижению суицидальных настроений. Кроме того, существует необходимость в обучении медиативным навыкам персонала, непосредственно работающего с клиентами. На 2014 год ставится задача повышения эффективности данных служб, увеличения количества специалистов учреждений, обученных навыкам работы с клиентами с применением медиативных технологий.
Еще одним инструментом улучшения качества обслуживания является открытость социальных служб, прозрачность их деятельности. Программы открытости и прозрачности, реализуемые учреждениями социального обслуживания, нацелены на улучшение репутации учреждений, преодоление отрицательного имиджа, сложившегося в прошлые годы. В рамках реализации указанных программ в этом году проведено более 100 мероприятий на территориях расположения краевых учреждений социального обслуживания с участием представителей местного сообщества, средств массовой информации, общественных организаций. Это совместные спортивные и туристические мероприятия, творческие конкурсы, дни открытых дверей и другие с привлечением волонтерских, благотворительных и общественных организаций.
Открытость и прозрачность социальных служб создает предпосылки для реализации общественного контроля, который осуществляется в рамках регионального закона об общественном гражданском контроле. В 2013 году проведены проверки в 5-и стационарных учреждениях социального обслуживания, по итогам которых представители общественности дали удовлетворительную оценку деятельности социальных учреждений, в том числе в части удовлетворенности клиентов социальным обслуживанием.
В практике работы с гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, остаются нерешенными вопросы длительного (более года) пребывания в центрах социальной адаптации, недостаточной адаптации и социализации этих граждан, их дальнейшего жизнеустройства. Показатель повторных обращений в социальные службы граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации составляет сегодня около 42 %. Чтобы изменить ситуацию в этом году мы вышли на индивидуальное сопровождение при предоставлении социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Индивидуальная программа составляется в зависимости от потребностей клиента, и включает в себя не только перечень и последовательность мероприятий по социальной адаптации гражданина, но и сопровождение его после окончания периода адаптации. Программа отрабатывается в Центре социальной адаптации г. Перми. В 2014 году планируется распространить ее на все учреждения и организации, оказывающие временный приют гражданам в трудной жизненной ситуации.
В жизнеустройстве данной категории граждан принимают участие достаточно много различных ведомств и организаций, поэтому важным является достижение определенных договоренностей для своевременного оказания необходимой социальной помощи. С этой целью в текущем году разработан и утвержден правительством края Регламент межведомственного взаимодействия по сопровождению таких граждан.
Кроме того в текущем году увеличено количество мест для временного пребывания лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на 25. Плановый показатель Программы СЭР выполнен.
Все эти меры, несомненно, помогут уменьшить период выхода из трудной жизненной ситуации и количество повторных обращений таких граждан за получением социальной помощи.
Продление периода активной жизни пожилых граждан, максимальное пребывание их в привычной среде является актуальным и экономически оправданным направлением современного социального обслуживания, в связи с чем, мы отдаем приоритет развитию стационарзамещающих форм социального обслуживания.
В текущем году министерством разработан пилотный проект по помещению клиентов психоневрологических интернатов, имеющих достаточный реабилитационный потенциал, в семью с целью социализации, получения необходимых жизненных навыков для дальнейшего выхода на самостоятельное проживание. В 2014 году ставится задача – отработать механизм передачи в семью инвалидов с ментальными нарушениями и социального сопровождения таких семей в пилотном режиме на площадке Озерского психоневрологического интерната.
На удовлетворенность граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания, социальными услугами влияют условия их предоставления, бытовая комфортность.
В 2013 году с целью модернизации имущественных комплексов учреждений социального обслуживания на проведение ремонтных работ и устранение предписаний надзорных органов из бюджета края в рамках Долгосрочной целевой программы «Пожарная безопасность на территории Пермского края, обеспечение нормативного состояния государственных и муниципальных учреждений Пермского края на период 2010 -2014 годов» направлено 74 млн. рублей и более 31 млн. рублей из средств Пенсионного Фонда Российской Федерации.
В результате проведенных мероприятий устранены 90 % предписаний надзорных органов, обеспечено лицензирование медицинской деятельности 93 %учреждений социального обслуживания, открыто 100 дополнительных мест в Марковском геронтопсихиатрическом центре. Реализация мероприятий по модернизации имущественных комплексов учреждений социального обслуживания позволила ликвидировать очередь для направления нуждающихся в стационарные учреждения социального обслуживания, снизить переуплотненность этих учреждений, привести в нормативное состояние наполняемость 50 % учреждений.
Для решения проблемы переуплотненности стационарных учреждений в 1 квартале 2014 года откроется после капитального ремонта дом-интернат для престарелых и инвалидов в п. Богородск Октябрьского района на 100 мест. В перспективных планах — строительство спального корпуса для размещения психоневрологического интерната в п. Батерики Березовского района на 250 мест.
2.5. Социальная помощь и поддержка льготных категорий граждан.
В текущем году более 900 тыс. гражданам, проживающим на территории Пермского края, предоставлено более 200 видов мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Всего на эти цели направлены средства в объеме 8,4 млрд. рублей, в том числе более 6 млрд. — средства краевого бюджета.
Работа по предоставлению мер социальной поддержки, как и прежде, выстраивалась с учетом запросов, сформированных населением края, общественными и профсоюзными организациями.
В рамках принятых полномочий одной из первоочередных мер является обеспечение жильем отдельных категорий граждан, и в первую очередь, завершение текущих обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей.
С 2008 по 2013 годы Пермскому краю на обеспечение жильем ветеранов войны выделено из федерального бюджета более 5,5 млрд. рублей, в том числе 401 млн. – в 2013 году.
Эти средства позволили решить жилищный вопрос 4 662 ветеранов.
Все ветераны Великой Отечественной войны, вставшие на учет до 1 января 2012 года, обеспечены жильем. По состоянию на декабрь 2013 года, на учете на улучшение жилищных условий состоит 129 ветеранов Великой Отечественной войны. В 2014 году планируется завершить обеспечение жильем данных граждан.
Для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не имеющих оснований для обеспечения жильем в соответствии Указом Президента рассматривается вопрос об оказании помощи в проведении капитального ремонта жилых помещений. Численность ветеранов, нуждающихся в проведении капитального ремонта жилых помещений, составляет 2 360 чел. По состоянию на 1 декабря 2013 г. посещены на дому 17 205 ветеранов.
Наряду с завершением обязательств по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, остро стоит проблема обеспечения жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей имеющих детей инвалидов, а также лиц, пострадавших от политических репрессий.
Реализация государственного полномочия по обеспечению ветеранов боевых действий, инвалидов жильем осуществляется крайне медленно (в среднем по 150 человек в год), что обусловлено недостаточным финансированием из федерального бюджета. По состоянию на сегодняшний день не обеспеченными жильем остаются 3874 человека.
Трудно решается вопрос и по обеспечению жильем реабилитированных лиц. Так, в 2013 году за счет краевого бюджета смогли улучшить жилищные условия только 24 семьи данной категории граждан из 395 состоящих на учете.
Остается проблемой предоставление органами местного самоуправления временного жилья погорельцам, жильцам аварийных домов, семьям с детьми, выселенным по решению суда без предоставления другого жилья.
Обеспечение граждан временным жильем является одним из показателей Программы социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы, к сожалению, положительная динамика исполнения данного показателя отсутствует.
По данным органов местного самоуправления на 1 июля 2013 г. в 17 муниципальных образованиях отсутствует маневренный фонд, остаются не обеспеченными жилыми помещениями 467 семей или 61 % от общего количества семей, утративших единственное жилье в результате пожара, из-за отсутствия в муниципалитетах достаточного объема маневренного фонда. В большинстве случаев соглашения, заключенные между Правительством края и муниципалитетами не исполняются.
Наряду с исполнением переданных Российской Федерацией полномочий в крае создана и постоянно совершенствуется система мер социальной помощи и поддержки льготным категориям граждан за счет средств регионального бюджета.
В 2013 году более 750 тыс. граждан, проживающих на территории Пермского края, обеспечены 43 видами мер социальной поддержки в соответствии с региональным законодательством.
Всего на эти цели израсходовано более 6 млрд. рублей из средств краевого бюджета.
В течение этого года мы подготовили переход на принципиально новый механизм предоставления компенсаций региональным льготникам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Данное решение продиктовано необходимостью адресности предоставления меры социальной поддержки исходя из фактических расходов граждан. Новый механизм предоставления компенсации (п. 2 РК № 2/2012) региональным льготникам обсуждался с краевым советом ветеранов и был поддержан.
С 1 апреля 2014 года размер дополнительной ежемесячной компенсации будет определяться индивидуально в зависимости от 50 % расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время идет подготовительная работа по переходу на новый механизм назначения единовременной денежной компенсации региональным льготникам.
Для разъяснения гражданам нового порядка открыты дополнительные консультационные пункты. Всего на территории края уже работает 297 пунктов и 408 консультантов.
Качественное и своевременное выполнение мероприятий по обеспечению перехода к новому порядку предоставления дополнительной ежемесячной компенсации региональным льготным категориям граждан, является одной из основных задач Министерства в 2014 году.
С целью поощрения за многолетний и плодотворный труд на благо Пермского края c 1 января 2013 года в крае установлена новая льготная категория — «Ветеран труда Пермского края».
В качестве социальной поддержки данной категории граждан предусмотрена ежегодная денежная выплата в размере 5 000 рублей, с последующей ежегодной индексацией. В 2014 году размер выплаты составит 5 320 рублей. По состоянию на 1 декабря 2013 г. статус ветерана труда Пермского края установлен более чем 28 тыс. гражданам.
С 1 января 2014 г. предусмотрено вручение нагрудного знака «Ветеран труда Пермского края».
В течение текущего года совершенствовалось законодательство по социальной поддержке детей защитников Отечества, чьи родители погибли в годы Великой Отечественной войны. Учитывая преклонный возраст данной категории граждан расширен перечень мер социальной поддержки. Предусмотрено право компенсации проезда сопровождающему лицу, а так же компенсация расходов по оплате проезда один раз в год к мемориальным комплексам воинской славы.
Вопросам повышения качества жизни и социальной активности граждан пожилого возраста был посвящен Первый Пермский гражданский форум «Старшее поколение». Форум посетили более 2 000 человек.
Мероприятия форума были нацелены на обсуждение основных тем: пенсионное обеспечение, повышение качества медицинского обслуживания, активное долголетие людей старшего возраста.
Живое обсуждение проблем в формате круглого стола с участием краевого Совета ветеранов, общественной приемной очень четко определило необходимость обеспечения благоприятных и позитивных условий для активизации граждан пожилого возраста. Исполнение данной задачи должно лечь в основу отдельной подпрограммы «Повышение качества жизни пожилых людей» краевой государственной программы «Социальная поддержка граждан Пермского края».
Одной из проблем, которые поднимали общественные организации ветеранов — своевременное выявление граждан, нуждающихся в различных мерах помощи и поддержки.
На территории г. Перми в текущем году реализуется пилотный проект по выявлению и учету граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации совместно с общественными организациями, результатом которого стала разработка регламента взаимодействия органов социальной защиты населения и общественных организаций по работе с данной категорией граждан. С Пермским городским советом ветеранов войны и труда заключено соглашения о проведении обследования условий проживания граждан пожилого возраста и выявления трудной жизненной ситуации. В результате чего посещены на дому и обследованы условия жизни более 14000 граждан в городе Перми, из них предоставлены различные виды помощи более 5000 человек.
Заключение.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что плановые показатели, установленные на 2013 год в части Министерства планами мероприятий по реализации Указов Президента, Программой социально-экономического развития, Государственными программами, в целом выполнены.
Считаю, что это результат большой, планомерной, устойчивой работы всех структурных подразделений Министерства, территориальных управлений и подведомственных учреждений.
Источник
Ваши комментарии, Людмила?
по какому положению в докладе)?