Общественники обеспокоены перспективами развития восстановительного правосудия в отношении детей

02.10.2014

Общественники обеспокоены перспективами развития восстановительного правосудия в отношении детейСоздание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия является одним из важнейших направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Первоочередными задачами в этой области названы, в частности:

  • разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • развитие сети служб медиации в целях реализации такого правосудия;
  • организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях.

Для решения указанных задач была утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ (далее – Концепция). Этот документ и перспективы организации восстановительного правосудия для несовершеннолетних преступников стали предметом обсуждения состоявшегося 18 сентября текущего года в Общественной палате РФ круглого стола.

Председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства Ольга Костина обозначила двойственный характер проблемы детской преступности. С одной стороны, безнаказанность является прямым путем к рецидиву: ребенок, поняв, что никакая ответственность за содеянное ему не грозит, может повторно совершить преступление. Так и происходит на практике, причем уровень рецидива детской преступности растет, а возраст правонарушителей снижается. Именно поэтому в последнее время все чаще звучат предложения о снижении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, до 12 лет. С другой стороны, когда вместо оказания психологической или иной помощи ребенку его отправляют в тюрьму, можно ожидать, что после выхода на свободу ему будет очень сложно стать полноценным членом социума. Вероятность повторного совершения преступления этим ребенком очень высока.

ЦИТАТА

Антон Цветков
 Фото: oprf.ru

Антон Цветков, председатель Комиссии ОП РФ по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК: 

«Есть еще другая проблема. Сегодня наши колонии являются своего рода курсами повышения квалификации для преступников. Сегодня мы поймали человека за то, что он украл печенье или еще что-то, а завтра он, пообщавшись со взрослыми преступниками, с ножом будет стоять около подъезда. У нас уровень детской преступности почему растет? Потому что полиции на улицах практически не осталось, уровень патрулирования сведен фактически к нулю, принцип неотвратимости наказания по преступлениям небольшой тяжести практически отсутствует и не работает. И вот от безнаказанности и отсутствия системы есть эти проблемы».


По словам Ольги Костиной, возглавляемая ею комиссия внимательного проанализировала порядок организации правосудия в отношении несовершеннолетних в ряде зарубежных стран, где возраст, с которого дети привлекаются к ответственности, ниже, чем в России. Так, в Великобритании уголовная ответственность наступает с 13 лет, в Швейцарии – с 10, в некоторых штатах США – с 8. Однако во всех этих странах предусмотрен специальный порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних, который носит ресоциализационный, а не карательный характер. В частности, в них применяется такая форма условного осуждения, как пробация – вместо лишения свободы осужденный на определенный срок направляется под наблюдение чиновника службы пробации, который контролирует его поведение (требования к поведению осужденного также устанавливаются).

В России пока нет системы пробации ни для детей, ни для взрослых, поэтому говорить о снижении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, пока нецелесообразно. Для начала нужно добиться того, чтобы правосудие в отношении детей стало восстановительным, подчеркнула Костина. Концепцию, по ее словам, можно взять за основу этой работы. Однако документ нужно сначала доработать, поскольку экспертное сообщество уже сформулировало целый ряд претензий к нему.

НАША СПРАВКА

Согласно Концепции под восстановительным правосудием понимается новый подход к отправлению правосудия, направленный, прежде всего, не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя. 


Одним из спорных моментов Концепции эксперты считают назначение основным ее реализатором Минобрнауки России. В соответствии с документом головная организация сети служб медиации – Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия (далее – Центр) – является структурным подразделением подведомственного министерству ФГБУ «Федеральный институт медиации». Как министерство связано со сферой правосудия, экспертам непонятно.

Второй вопрос касается профессиональной подготовки кадров. В Концепции говорится: для того чтобы работать в сфере восстановительного правосудия, сотрудникам сети служб медиации необходимо будет пройти специальное обучение. При этом тренерско-преподавательского состава для такого обучения пока почти нет, поэтому готовить нужно не только работников, но и медиаторов-тренеров и методистов-тренеров – около 1800 человек. Логично предположить, что такое обучение потребует как временных, так и финансовых затрат.

Судья Ростовского областного суда Елена Воронова отметила, что довольно большое количество уголовных дел с участием несовершеннолетних могло бы вовсе не доходить до суда. Так, в 2012-2013 годах около 30% таких дел было прекращено в связи с примирением сторон, причем либо в стадии предварительного слушания, либо уже на первом заседании суда. Поскольку 3/4 потерпевших по таким делам – тоже дети, непонятно, как должна происходить процедура примирения. Как только родители пострадавших детей поймут, что можно решить проблему мирным путем, количество передаваемых в суды дел сократится, считает судья. Этому будет способствовать, в том числе, создание школьных служб примирения. При этом важно, чтобы в таких случаях предпринимались все меры по возмещению вреда потерпевшему. В связи с этим Воронова считает необходимым издание ведомственных приказов Генерального прокурора РФ и МВД России с рекомендациями по расследованию таких дел с учетом Концепции.

Последнее предложение вызвало негативную реакцию представителей организаций, работающих в сфере восстановительного правосудия и медиации. Они считают, что такая регламентация невозможна, поскольку для каждого региона страны должна подбираться своя схема восстановительного правосудия: в зависимости от национальных, социально-экономических и культурных особенностей. Кроме того, они выступают против унификации организаций, работающих в этой сфере, за счет создания новой структуры, подчиненной Центру. Специалисты отмечают, что во многих регионах уже действуют территориальные службы примирения, причем в качестве подразделений разных организаций: системы образования, социальной защиты, комитетов по делам молодежи1. Реализация Концепции, по их мнению, разрушит эту систему.

ЦИТАТА

Рустем Максудов
 Фото: sprc.ru

Рустем Максудов, президент центра «Судебно-правовая реформа»: 

«У меня просьба: не допустить создания ведомственных актов, о которых говорила Елена Леонидовна [Попова. – Ред.] и которые завершат этот разгром и не допустят работы наших команд, профессионально организованных, организованных сетевым образом, но не для того, чтобы в каждом ауле и кишлаке была служба примирения, а для того чтобы люди, сами выбравшие этот метод, грамотно и профессионально работающие на протяжении десятилетий, помогали семьям и детям, но не в силу приказов и указов и стотысячных денег, затраченных на обучение, а силу ценностей, в силу внутренней устремленности. <…> Концепция зачеркивает опыт всей работы, которую в течение 20 лет проводим не только мы, но и вообще вся система профилактики. Что ее нет, что ли? Нет людей, нет социально-психологических центров, нет того задела, который формировался опытом пилотных проектов по ювенальной юстиции?».


Член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Григорий Куранов согласился с тем, что не стоит отказываться от уже существующей сети организаций в этой сфере – это поможет сэкономить средства, которые предполагается потратить на создание новой структуры, обучение кадров и зарплаты медиаторам. Однако, раз Концепция уже принята, нужно подумать о том, как интегрировать новую структуру в уже существующую, отметил депутат.

Еще одно проблемное положение Концепции, по мнению общественников, – требование о сертификации служб медиации – юридических лиц. Они подчеркивают, что такое требование не совсем логично, ведь деятельность педагогов и психологов не сертифицируется, а деятельность медиаторов почему-то нужно будет сертифицировать. Кроме того, они считают, что готовить медиаторов должны не те люди, которые сами прошли только теоретический курс переподготовки, а те, кто непосредственно работает в сфере восстановительного правосудия и медиации и имеет практический опыт.

Кроме того, в ходе круглого стола прозвучало предложение о создании при Совете судей РФ рабочей группы по проблемам судопроизводства в отношении несовершеннолетних, которая должна стать связующим звеном между судами и организациями, работающими с детьми. Специалистов-практиков необходимо включить и в состав рабочей группы по реализации Концепции при Минюсте РФ, подчеркнула Ольга Костина и сообщила, что это предложение и другие, звучавшие во время заседания, будут проанализированы и направлены вице-премьеру РФ Ольге Голодец.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Тэги: , , ,